Почти полвека в дружбе и согласии

   Говорят, жизнь можно считать состоявшейся, если дерево вырастить и сына воспитать. Супруги Киселевы вырастили и воспитали двух сыновей, которые избрали делом своей жизни достойную профессию военнослужащих и ни разу не огорчили своих родителей. А их дом с нарядными наличниками на окнах, с ухоженным участком украшает огромная ель - семейная достопримечательность.
  Жизнь Владимира Дмитриевича и Анны Ивановны легкой назвать нельзя. Но испытания и трудности лишь закалили их и наградили простым человеческим счастьем. Они умеют уважать и ценить семейные корни и традиции и смогли передать эти прекрасные качества детям.
   В роду у Владимира Дмитриевича изначально труд всегда стоял на первом месте. Работать не боялись и умели. Родился Владимир Дмитриевич в Гультяевской волости. Дедушка и отец его были кузнецами. Ремесло это не из легких, но тех, кто владел им в совершенстве, особо ценили на селе. Семья у отца была многочисленной. Держали большое хозяйство, работали не покладая рук, которых было достаточно, чтобы не прибегать, к помощи наемной силы. Но время после революции было сложным и диктовало свои законы. Власти посчитали Киселевых зажиточными и, не церемонясь, причислили их к кулакам и выслали, как полагалось, на сорок первый километр, в Новосокольнический район. Все пришлось начинать заново.
  Но это не ожесточило отца Владимира Дмитриевича и, когда началась Великая Отечественная, он добровольцем ушел на фронт защищать Родину. Был ранен в боях под Сталинградом, после, как ценного специалиста, его направили в Куйбышев на военный завод, где он и встретил победу.
  Матери с дедушкой в 40-ом году власти позволили вернуться на родину. В войну подростком Владимир Дмитриевич пережил оккупацию. Сегодня, вспоминая те страшные времена, он проводит аналогию с современностью:
  - Сейчас встать на учет на бирже по трудоустройству, к сожалению, привычным делом стало. А во время войны мы немецкой биржи труда, как огня, боялись, потому что знали цену каторжного труда на врага и избегали этого всеми силами.
   Закончилась война, отгремели последние ее залпы, многострадальная пустошкинская земля почти с нуля начала, восстанавливать свое разрушенное хозяйство. И снова, как много лет назад, жизнь возродилась у железной дороги. Тогда молодым, энергичным  человеком Владимир Дмитриевич Киселев и начал свой профессиональный путь с возрождения железной дороги. Начальником станции Пустошка в 45-м году был назначен Иван Авраамович Романовский. Тогда и станции еще не было - вместо вокзала стояла землянка, обложенная шпалами, а зал ожидания располагался на другой стороне путей, в сарае, наполовину вкопанном в землю. Постепенно начали возвращаться к родным местам старые железнодорожники. Из Забелевицы перевезли по частям сохранившийся деревянный сарай, служивший немцам для хозяйственных нужд, и поставили обыкновенный дом, который разделили на маленькое помещение для дежурного, крохотную кассу да зал ожидания, рассчитанный на десять человек. В 46-м году первая пустошкинская строительная организация начала строительство самых необходимых для существования города объектов, в том числе и нового здания вокзала. Вплоть до 50-го года шло возведение этих построек.
   К тому времени Владимир Дмитриевич поступил в Ленинграде на курсы и освоил профессию дежурного по станции, которой он не изменял в течение 43-х трудовых лет.
   Анна Ивановна родилась в небольшой деревушке, названной Малые Гвозды, в семи километрах от Идрицы. Детей в их большой и дружной семье было шестеро. Когда началась война, младшенькой Ане было всего лишь 9 лет. Отец и старший брат ушли на фронт, 16-летнего подростка - одного из ее братьев фашисты угнали на работу в Германию, с мамой осталась маленькая Анна с сестренкой и братом. А средний сын ушел в партизаны. Во время оккупации семье, один из членов которой воевал в партизанском отряде, приходилось очень туго. Немцы клеймили такую семью одним емким словом: "партизанская". Фашисты скоро узнали о том, что брат Анны был в партизанском отряде. Выдал полицай из местных, деревенских, самое ужасное, что был он другом и одноклассником брата. Два раза выстраивали немцы по наводке местного надзирателя беззащитную семью на расстрел, и оба раза по счастливой случайности они оставались в живых. Сначала корова, привязанная к подводе с награбленным добром, каким-то образом сорвалась и умчалась в поле, тогда, забыв о приговоренных, немцы принялись стрелять по несчастному животному и, потерпев неудачу, приказали бедной женщине и малышам догнать и привести корову назад. 
  - Помню, бежим мы, сломя голову, а они продолжают стрелять, не знаю, как, но удалось нам поймать корову. За это они нам жизнь и сохранили, - со слезами вспоминает Анна Ивановна страшные эпизоды своего военного детства.
.  Второй раз карателей, опять таки посланных по рекомендации предателя, остановило письмо от сына из Германии, которое в отчаянии показала им мать.
  Многое помнит. Анна Ивановна, хоть и, маленькая была. Но видно, на всю жизнь оставляет в сердце незаживающие раны человеческое предательство. "Порою немцы бывали гуманнее, чем продавшиеся сельчане", - говорит она. И потому особенно помнятся добрые люди, делившиеся последним в беде.
  Не вернулся с войны ее старший брат - он пропал без вести. Погиб в Латвии средний брат, воевавший в партизанах. Отец потерял в бою ногу. К тому времени Анне было четырнадцать.
 Девушка, окончив школу, идет учиться на стрелочницу. А в 52-м году приезжает в Пустошку, где встречает своего будущего мужа Но места на станции Пустошка  юной, симпатичной практиканте тогда не нашлось, и Анна решается на смелый шаг - ехать на целину, чтобы работать там на только что открывшейся новой железной дороге "Актюбинск - Павлодар". Вслед за будущей своей судьбой устремляется и Владимир. Там и суждено им было встретиться еще раз и уже не расставаться. И поженились они тоже в Казахстане, в город Ерментау. После семи лет на чужбине родные края показались особенно милыми. И в конце концов в Пустошке супруги Киселевы обосновались окончательно.
 Глядя на эту красивую пару, задаю вопрос:
 -Поделитесь секретом свое сплоченности, дружбы, кто у вас хозяин в доме?
 Анна Ивановна рассмеялась и сказала:
  -Хозяев у нас двое: только муж руководит работой - начальник, значит, а я руковожу финансами, значит - кассир. А если серьезно, то всем молодым семьям желаю почаще друг другу уступать. Всякое в жизни бывает, но уважение друг к другу нужно хранить несмотря ни на что, потом что семья должна быть одна  и навсегда.
   Л. КУЗНЕЦОВА.  30 сентября 2000 года. Газета "Вперед"

      Примечания

  Послужной список Пузановой (Киселевой) Анны Ивановны, 1932 года рождения.
Апрель 1952 г.- октябрь 1953 г.- младший стрелочник станции Идрица
Октябрь 1953 г. - ноябрь 1954 г. - командировка на курсы дежурных по станции в дорожно-техническую школу станции Ржев.
      С ноября 1954 года - командировка на Карагандинскую железную дорогу (Павлодарское отделение).
Ноябрь 1954 г. - июль 1955 г. - ДСП разъезда №110
Июль 1955 г. - декабрь 1955 г. - ДСП разъезда №114
Декабрь 1955 г. - ноябрь 1958 г. - ДСП разъезда №110
Ноябрь 1958 г. - март 1959 г. - ДСП разъезда №118
Март 1959 г. - август 1961 г. - ДСП разъезда №110
      С октября 1961 года - Великолукское отделение Октябрьской дороги. 
 "В связи с объединением Великолукского и Псковского отделений считать работником Псковского отделения". МПС №506/Ц от 19.5.62 г. 
Октябрь 1961 г. - сентябрь 1963 г. - ДСП станции Брыканово
Сентябрь 1963 г. - март 1970 г. - стрелочник 2-го разряда станции Пустошка
Март 1970 г. - декабрь 1987 г. - ДСП станции Пустошка (до увольнения на пенсию по возрасту).
     Сведения о поощрениях. 5 благодарностей, 16 денежных премий, часы от руководства Псковского отделения дороги в октябре 1967 года, Знак "Победитель социалистического соревнования 1977 года", Знак "Ударник 11-ой пятилетки" (1983 год), медали "Ветеран труда" и "За освоение целинных земель".
   Послужной список Киселева Владимира Дмитриевича, 1927 года рождения.
   Третье Великолукское отделение Калининской железной дороги.
Сентябрь 1944 г. - декабрь 1945 г. - младший стрелочник станции Локня
Декабрь 1945 г. - сентябрь 1947 г. - старший стрелочник станции Пустошка
Сентябрь 1947 г. - март 1951 г. - ДСП станции Пустошка
Март 1951 г. - апрель 1954 г. - служба в рядах Советской Армии
Май 1954 г. - ноябрь 1954 г. - ДСП станции Пустошка
    С ноября 1954 года - командировка на Карагандинскую железную дорогу (Павлодарское отделение).
Ноябрь 1954 г. - июль 1955 г. - ДСП разъезда №124
Июль 1955 г. - декабрь 1955 г. - ДС разъезда №110
Декабрь 1955 г. - июнь 1957 г. - ДСП разъезда №110
Июнь 1957 г. - ноябрь 1958 г. - ДС разъезда №110
Ноябрь 1958 г. - март 1959 г. - ДС разъезда №118
Март 1959 г. - август 1961 г. - ДС разъезда №110
    Великолукское отделение Октябрьской железной дороги
Август 1961 г. - декабрь 1961 г. - ДСПЗ
Декабрь 1961 г. - февраль 1964 г. - ДСП станции Брыканово
Февраль 1964 г. - март 1970 г. - ДС станции Лемно
Март 1970 г. - март 1977 г. - ДСПЗ станции Пустошка
 Например, в 1976 году в январе-апреле, ноябре-декабре Заваруйка, в апреле-июле и сентябре-ноябре Пустошка, в июле-августе Маево, а с 2 по 16 июня ДС на станции Кузнецовка после крушения. В 1977 году в январе-марте Заваруйка.
Март 1977 г. - декабрь 1987 г. - ДСП станции Пустошка (до увольнения на пенсию по возрасту).
  Октябрь 1988 г. - май 1996 г. - сторож ВОХР при ОВД Пустошкинского райисполкома
   Сведения о поощрениях. 10 благодарностей (в т.ч. и к Сталинскому дню железнодорожника), 20 денежных премий, часы от руководства Псковского отделения дороги в октябре 1967 года, часы от руководства Октябрьской дороги в ноябре 1976 года в честь 125-летия дороги, Знак "Победитель социалистического соревнования 1979 года", медали "Ветеран труда" и "За освоение целинных земель", знак "Ветеран Псковского отделения дороги".
   "Автор идеи проекта о Псковском отделении Октябрьской дороги "Псковские железные дороги" Киселев Владимир Дмитриевич умер 23 февраля 2003 года. Вечная ему память!
  Честно говоря, название, придуманное мною, ему никогда не нравилось: "Не было Псковских железных дорог!" Но это было единственная деталь, с которой он был не согласен." Юрий Киселев, монтер пути ПЧ-45 с 1974 года.


[Участки дорог] [Общая карта дорог] [Предприятия и учебные заведения] [Расписания] [Дороги узкой колеи]
 [Соавторы проекта] [Музеи] [Библиография] [История обновлений] [Разное
]


© Copyright 2001-2013 URAKIS