Наукоемкий 324-й

  Десять лет назад на Октябрьской дороге было создано Дорожное предприятие по контролю и диагностике состояния пути.
  Каждую минуту по сети Октябрьской магистрали движутся не только поезда, перевозящие грузы и пассажиров. Бегут вагоны-лаборатории, ведущие неразрушающий контроль состояния пути, без которого немыслимо как текущее содержания пути, так и обеспечение безопасности движения. Путеизмерители контролируют геометрические параметры рельсовой колеи, а вот все, что скрыто от глаза, способен увидеть только дефектоскоп.
  …Выход в рейс вагона-дефектоскопа ПС-324 по Малой Приморке (ветка Петербург – Сестрорецк – Белоостров) был назначен на 10.10. Предстартовые хлопоты каждый из семерых членов экипажа готов выполнить с закрытыми глазами. Наладчики Юрий Карпов и Евгений Сергеев закрепляют под вагоном лыжи с датчиками. Тележка опускается. Вагон набирает ход. Пройдя все стрелки горловины, лыжи ложатся на рельс, и на мониторе компьютера ручейком бежит лента сигнала.
  – Вот видите шумы – это стык, это – болтовые отверстия. Посланный в рельс сигнал, как луч гид­ролокатора в океане, отражается от неоднородностей, – говорит начальник вагона Леонид Чеснов. – Аппаратура принимает информацию, которая усиливается, обрабатывается и выводится на монитор.
  – О, слышу, подняли лыжу на стрелке! – Леонид Николаевич все системы лаборатории ощущает нутром. Как-никак в неразрушающем контроле – уже больше четверти века!
  По приезде работники вагона-лаборатории расшифровывают дефектограмму, определяют опасность того, что обнаружено, и посылают телеграмму на проезд в обслуживающую данный участок дистанцию пути и другие инстанции.
  Но так было не всегда. Когда-то по путям, стуча молоточком по балке, в снег и непогоду ходили обходчики. Техника развивалась – появились дефектоскопные тележки. Прибор зондирует колею магнитным или ультразвуковым сигналом. Из-за низкой производительности они не успевали проверить полигон – и тогда люди смонтировали аппаратуру под вагоном.
  Ведущий инженер Александр Бондус настраивает ультразвуковую стойку, заместитель начальника вагона Алексей Кудинов, сидя за компьютером, координирует действия. Слышны по громкой переговоры с машинистом и начальником станции. По бортам вагона у окошек-фонарей наладчики зорко следят за километровыми столбами и пикетами, отмечая каждый нажатием кнопки джойстика. Так лента-картинка привязывается к местности.
  – Сперва запись результата просмотра велась на бумаге самописцами, – Л.Чеснов подводит меня к монитору. – Сейчас все – в электронном виде. У нас стоит старая система автоматической расшифровки акустических сигналов САРАС, в новом софте интерфейс лучше. Можно оперативно просмотреть, расшифровать данные в рейсе и, при необходимости, связавшись с ПЧ, принять решение по дефекту.
  Прибыв в Белоостров, встаем на боковой путь. Юрий Карпов за верстаком ведет профилактику снятых датчиков. Есть в вагоне сконструированный самими дефектоскопистами испытательный стенд, на котором можно проверить контакт системы съема с рельсом. Вообще вагон напичкан придумками, которые члены экипажа (народ здесь сообразительный!) вводили на протяжении всех 15 лет его работы. Люк в полу над тележкой позволяет контролировать ее работу в процессе движения, а зимой отливать датчик от снега горячей водой. Масса доработок сделана в блоках питания, в организации рабочей зоны. Вообще каждый работник здесь – универсал: надо физику процесса знать, конструкцию пути, энергетику, водоснабжение, отопление – ведь это жизнь вагона!
  – По весне мы прошли с проверкой от Петрозаводска, через Суоярви до Выборга. Сейчас собираемся на Сосново и Кузнечное, – строит планы Л.Чеснов. – А дальше – приемка нового вагона-лаборатории, построенного в Твери. Жаль, конечно, расставаться со своим 324-м! Своими руками многое сделано.
  В последний капремонт пять лет назад на 324-м вагоне появились доработки, облегчающие жизнь и работу: новая дизель-электростанция, отопительный котел на жидком топливе. За свой счет умельцы оборудовали душ и жаровую печь. Каждая из двух смен специалистов работает и живет в вагоне полмесяца. Все, как на подводной лодке, поэтому вопросы совместимости очень важны. Чужие по складу не приживаются.
  – У нас текучесть минимальная, коллектив стабильный, – говорит Александр Бондус. Он пришел на вагон двенадцать лет назад, знает его как свои пять пальцев.   – Фанатизм своего рода! Но когда люди сутками вместе, все возможно. Значит, на стоянке ухожу в лес, гуляю! Намотаешь километров десять – и как молодой!
  – А какая радость от работы в дефектоскопии?
  – Самое главное – не было бы ОДРов (остродефектных рельсов) после нас. Когда безопасно идут поезда, спать легче.
  Владимир Саблин.24 мая 2008 года. Газета "Октябрьская магистраль".

[Участки дорог] [Общая карта дорог] [Предприятия и учебные заведения] [Расписания] [Дороги узкой колеи]
 [Соавторы проекта] [Музеи] [Библиография] [История обновлений] [Разное
]


© Copyright 2001-2013 URAKIS