В.И. Миронов
Маршрут длиной в 100 лет

[Назад]  [Оглавление]  [Вперед]

 12. ОСВОБОЖДЕНИЕ

   ПРЕЖДЕ, чем продолжить рассказ о тех давних событиях, хочу поделиться своими личными воспоминаниями о войне. Мы, призывники 1922 года рождения, должны были собраться в военкомате 18 июня 1941 года для отправки на службу в ряды Красной Армии. Мы—это 25 человек из паровозного депо, да еще 35 — из других трудовых коллективов города и района. Со мной в тот день на призыв шли молодые железнодорожники Володя Беженцев, Коля Жуков, Ваня Шведкин, Сережа Беляков, Миша Иванов, Леша Шопик, Коля Сиротин и другие ребята.

   Но военком, капитан Сиверцев, все откладывал и откладывал отправку, И только 22 июня наш эшелон ушел в сторону Латвии. На второй день войны, 24 июня, у города Даугавпилс мы попали под бомбежку и вместе с регулярными частями Красной Армии вынуждены были отступать в сторону Ленинграда.

  Именно тогда дновские железнодорожники уходили в паровозные колонны резерва Главного командования, машинистами на бронепоезда, в железнодорожные войска, чтобы строить множество мостов, станций, разъездов, восстанавливать разрушенные железнодорожные пути. Позднее стало известно, что 26 дновских паровозников топили котлы 5-й ГЭС в уже блокадном Ленинграде.

   В самые трудные времена (по май 1942 года) жителей города и воинов Ленин градского фронта всюду поджидала смерть. Люди гибли не только от пуль, снарядов и авиабомб, но и из-за отсутствия продуктов питания, теплой одежды и обуви. Фронту остро не хватало оружия, боеприпасов и военной техники. Но те немногие наши первоклассные танки КВ и Т-34, на которых мы ходили в контратаки на Красный Бор под Колпино, держали оборону города. В феврале 1942 года я из-за дистрофии попал в госпиталь. Спасибо военным медицинским работникам, которые спасли мне жизнь, и через месяц я вернулся в свою часть.

  В январе 1943 года была прорвана блокада и город Ленина вновь соединила железная дорога со всей страной. Эта победа досталась дорогой ценой. В том числе и для нашей 1 -и Краснознаменной Ленинградской танковой бригады, для нашего 2-го танкового батальона. Многие погибли в этих боях, еще большее число танкистов получили ранения, в том числе и я.

   После переформирования наша танковая бригада вошла в состав 42-й армии и получила приказ о наступлении из района Пулково с целью окончательной ликвидации блокады. Вслед за мошной артиллерийской подготовкой, от которой содрогалась земля более двух часов, наши танки стали преследовать и уничтожать отступающего противника. Мы вышли на соединение с частями 2-й Ударной армии, которой командовал генерал И. И. Федюнинский.

   Под Красногвардейском (Гатчина) наша танковая бригада была выведена из боев, чтобы за короткий срок подготовиться к предстоящим боям по полному освобождению от немецко-фашистских захватчиков всей Ленинградской области. В это время к нам прибыл бывший командир нашей танковой бригады Герой Советского Союза, командующий бронетанковыми силами Ленфронта генерал-лейтенант В. И. Баранов. Он поздравил нас с успешным снятием блокады Ленинграда, объявил благодарности н вручил многим боевые ордена и медали. Меня тогда наградили орденом Отечественной войны второй степени.

   После небольшого отдыха танкисты получили приказ полностью освободить нашу область от врага. С боями мы очистили от фашистов город Кингисепп, территорию Гдовского района, Струги Красные, Торошино, Кебь, вплотную подошли к станции Березка.

  Отсюда, из-под Пскова, почти после трех лет войны, командование нашего батальона предоставило мне краткосрочный отпуск. И в начале марта 1944 года на попутных фронтовых машинах я добрался до родного Дно. Еще в дороге молодой солдат-водитель, возивший боеприпасы от станции Сольцы под Остров, сообщил мне неприятную весть, что Дно, как такового, больше нет —фашисты варварски его уничтожили.

   Первое, что я увидел — одни деревья через весь центр города, а вдоль Щильской дороги — немецкое кладбище с березовыми крестами. Тысячи этих крестов стояли на перекрестке Дно—Белошкино—Порхов. И на этом зловещем фоне развалины взорванного клуба имени Дзержинского — былой гордости дновских железнодорожников. В руинах лежала и железнодорожная школа № 35 (сейчас школа № 50). Эта картина осталась в моей памяти на всю жизнь.

   Железнодорожный узел был полностью разрушен. Случайно сохранились лишь несколько домов по улице 1-го Мая, а от железнодорожного поселка Ковылкино уцелело только пять жилых построек. По несколько домов сохранилось на улицах Красина, Социалистической, Совхозной, Сталина и 3-го Июля, а мой родной дом был также сожжен. Придя на развалины нашего паровозного депо, я еще больше поразился. Помещения и все хозяйственные постройки взорваны, два поворотных круга уничтожены, даже рельс не осталось на подъездных путях. Но среди, чудом сохранившихся двух стен (сейчас здесь лаборатория депо), увидел наших кадровых рабочих А. Матвеева, В. Осипова, М. Курбанова, И. Куцкова и других. Они-то и положили начало восстановлению нашего депо.

   После освобождения родных мест, много еще пришлось пройти фронтовых дорог. Участвовал в боях на Карельском перешейке, освобождал Выборг, Эстонию, Латвию, Румынию, Венгрию, Австрию. В боях за взятие Вены, в его пригороде Ландендорф, получил последнее ранение, вновь попал в госпиталь и день Победы встретил в австрийской столице.

  Тяжелые испытания выпали на долю нашего поколения. Достаточно сказать, что из 60 призывников 1922 года рождения, вместе с которыми я уходил на фронт, с войны вернулись лишь пятеро — И. Семенов, М. Иванов, А. Шопик, С. Беляков и автор этих строк. И мы должны хранить вечную память о тех, кто отдал свои молодые жизни во имя мира и счастья. Это Володя Беженцев, Коля Жуков, Ваня Шведкин, Коля Сиротин, Миша Михайлов, Саша Иванов и остальные 49 наших земляков...

    Теперь пришла пора рассказать о том, как завершилось освобождение города Дно и района от немецко-фашистских захватчиков. С востока, от Старой Руссы, вели наступление войска Второго Прибалтийского фронта: 182-я стрелковая дивизия, 23-я гвардейская дивизия, 137-я отдельная бригада, 37-й и 239-й танковые полки Первой Ударной армии. Этим частям предстояло сыграть решающую роль в освобождении Дно. Непосредственные бои за овладение важным железнодорожным перекрестком начались 22 февраля 1944 года. Упорные схватки развернулись у разъезда Каменка, в районе Дно и у деревни Филиппково. Железнодорожные насыпи, которыми прикрывался враг, стали серьезным препятствием для наших бойцов. Тридцатиградусные морозы сковали землю. Небольшие брустверы из глины и снега, возводившиеся бойцами, плохо защищали от пулеметного огня. Орудия и танки гитлеровцев, закопанные в землю, в упор расстреливали наших танкистов. Необходимо было решительное наступление. Его назначили в ночь на 23 февраля, как раз в годовщину Советской Армии.

  Штурм города начался в 23 часа. К этому моменту танковый десант 137-й отдельной стрелковой бригады прорвался в район паровозного депо, завязались уличные бои. Рано утром 24 февраля 1944 года крупный железнодорожный узел — знаменитый Дновский "крест"— был освобожден. Буквально через несколько часов об этом сообщило Совинформбюро и в 21 час столица нашей родины Москва залпами из 124 орудий салютовала доблестным войскам, освобождавшим город. А 26 февраля были изданы два приказа Верховного Главнокомандующего, которыми соединениям и частям, отличившимся при освобождении Дно, присваивались наименования "Дновских". В приказах отмечались: 23-ягвардейская стрелковая дивизия, 182-я стрелковая дивизия, 137-я отдельная стрелковая бригада, 37-й и 239-й танковые полки Второго Прибалтийского фронта, 288-я стрелковая дивизия, 16-я отдельная танковая Краснознаменная бригада, 499-й армейский минометный полк, 823-й отдельный разведывательный артиллерийский дивизион и 539-й отдельный моторизованный инженерный батальон Ленинградского фронта. В тот же день издается Указ Президиума Верховного Совета СССР о награждении орденами Красного Знамени 194-го армейского минометного полка и 135-го отдельного моторизованного инженерного батальона.

   В невероятно трудных условиях, несмотря на налеты вражеской авиации, железнодорожники сразу приступили к восстановительным работам, что позволило уже в 1946 послевоенном году стать нашему паровозному депо важнейшей ремонтной базой Октябрьской железной дороги.


[Участки дорог] [Общая карта дорог] [Предприятия и учебные заведения] [Расписания] [Дороги узкой колеи]
 [Соавторы проекта] [Музеи] [Библиография] [История обновлений] [Разное
]


© Copyright 2001-2013 URAKIS