В.И. Миронов
Маршрут длиной в 100 лет

[Назад]  [Оглавление]  [Вперед]

8. НАЧАЛО АГРЕССИИ

  22 ИЮНЯ 1941 года наша мирная жизнь была нарушена вероломным нападением немецко-фашистских захватчиков. Началась Великая Отечественная война. Обращение И. В. Сталина 3 июля от имени ЦК партии коммунистов к советскому народу было воспринято как боевой приказ по мобилизации всех сил на борьбу с врагом. Десятки, сотни коммунистов, комсомольцев и рабочих депо влились в ряды Советской Армии, в партизанские отряды, в специальные колонны НКПС, чтобы отстаивать честь, свободу и независимость нашей Родины.

   Среди первых, кто ушел на фронт, были слесари и помощники машинистов Николай Яковлевич Сиротин, ставший Героем Советского Союза, работники депо Владимир Андреевич Беженцев, Евгений Иванович Курышев, Алексей Филиппович Шопик, Николай Александрович Жуков,. Иван Васильевич Шведкин, Михаил Иванович Иванов и многие - многие другие. А их товарищи из паровозных бригад под вражескими обстрелами и бомбежками на высоких скоростях водили поезда, подвергаясь смертельной опасности. В первые же дни воины, ведя воинский эшелон, около станции Роща геройски погиб один из лучших машинистов паровозного депо Михаил Иванович Кукушкин. 10 июля 1941 года фашистские стервятники совершили массированный бомбовый удар на город Дно. Главными объектами налета стали паровозное депо и коммуникации железнодорожного узла. Впрочем, не щадили и обычные постройки. Одна из бомб попала в железнодорожный магазин—"каменную лавку'', где были убиты и ранены десятки людей, в основном,—дети. женщины и старики.

  Перед руководством и партийной организацией депо стояла и другая очень важная задача. Наряду с перевозками грузов для фронта и тыла нужно было в сжатые сроки произвести демонтаж оборудования, вывести подвижной состав и другую технику. Этими вопросами вплотную занимался бывший начальник депо Михаил Наумович Ройтман. За 27 дней с начала войны коллектив депо совместно с работниками всего железнодорожного узла проделали колоссальную работу. Вывезены десятки эшелонов семей железнодорожников и городского населения, их имущество. Уходили в глубокий тыл составы с оборудованием и другими ценностями предприятий города и железнодорожного узла. На северо-восток страны эвакуировано более ста паровозов различных марок, большое количество подвижного состава, десятки ценных станков.

   В этот ответственный период, не жалея сил, трудились наши машинисты, их помощники, кочегары. Среди них — А. И. Устинов, М. Л. Каргаполов, братья Полетаевы, И. М. Петропавловский. И. Г. Димов, М. И. Карпов, братья Сапожниковы и многие другие движенцы. Четко справился с этой нелегкой задачей и командный состав паровозного отделения депо и политотдела. Отличились М. Н. Ройтман, В. А. Попович, Н. Г. Пушков, Ф. А. Мельников, В. Г. Можаев, М. А. Евгеньев, В. М. Егоренко, С. В. Никитин, В. Н. Соболев, Ф. Ф. Сафронов, Я. М. Иванов, Н. С. Кириллов, Н. М. Николаев, А. И. Тихомиров, М. И. Иванов и другие. 19 июля 1941 года немецкая армия заняла город Дно и опустевший железнодорожный узел...

   В августе 1941 года в городе Ленинграде при политотделе железной дороги был сформирован партизанский отряд № 94 из числа эвакуированных работников депо станции Дно. Возглавили его инструктор дновского политотдела Федор Андреевич Мельников и секретарь парткома депо Николай Григорьевич Пушков. Бойцы этого отряда пустили под откос 14 вражеских воинских эшелонов, разгромили на станции Оредеж немецкий гарнизон. Позднее многие из них вступили в партизанский отряд "Дружный" или ушли в народное ополчение защищать Ленинград.

   За боевые заслуги и отважные действия на фронтах Великой Отечественной войны более 250 человек отмечены правительственными наградами. На трудовом фронте — в коллективах фабрик, заводов, паровозных депо, в специальных колоннах особого резерва НКПС— свыше 500 человек из числа работников депо также награждены различными правительственными наградами. Высокого звания Героев Советского Союза удостоены Николай Яковлевич Сиротин, Михаил Иванович Васильев и Алексей Косьянович Антоненко. Эти люди были тверже и прочнее стали. 


[Участки дорог] [Общая карта дорог] [Предприятия и учебные заведения] [Расписания] [Дороги узкой колеи]
 [Соавторы проекта] [Музеи] [Библиография] [История обновлений] [Разное
]


© Copyright 2001-2013 URAKIS