Из истории одной станции
[Прогулка в прошлое]

 У железнодорожников есть изречение «Город начинается с вокзала». Восстановленный после Великой Отечественной войны, капитально перестроенный в 1960-х годах, принадлежавший Николаевской (ныне Октябрьской железной дороге), начинает свою биографию с 1907 года. После того, как он стал общим для акционерной Московско-Виндавской и государственной Николаевской железных дорог, в построенном ранее деревянном здании вокзала (находящемся на месте нынешней автобусной остановки) на Привокзальной площади открылась школа для детей железнодорожников. Она просуществовала до 1936 года, когда учащиеся были переведены в новые школы №№ 11 и 33 (в послевоенное время школа № 70). Здание сгорело в годы войны.
  Памятник В.И. Ленину на Привокзальной площади был открыт в 1954 году, реконструирован в 1966.

Фотография строящегося вокзала

   Неподалеку от железнодорожного вокзала находится так называемый «бункер фон Засса». В этом построенном перед войной советском командном пункте и бомбоубежище устроил свой штаб фашистский комендант Великих Лук подполковник барон фон Засс. Здесь он был пленен 16 января 1943 года. В настоящее время он не используется, так как во время пленения стены помещения получили деформацию взрывами, из-за чего затоплено водой. Пройдя по правой части моста через железнодорожные пути и спустившись вниз, мы окажемся между стадионом «Экспресс» и Домом культуры имени В.И. Ленина. До войны на месте стадиона находилась деревня Собакино. Сам же стадион, с трибунами на 5500 мест, построен в конце 1960-х годов. История ДК имени Ленина начинается с 1927 года, когда для заводчан Главных железнодорожных мастерских был построен двухэтажный, с одноэтажным кинозалом, рабочий клуб. В нем действовало много детских и взрослых кружков и секций, спортзал, библиотека, радиоузел. Рядом оборудовали танцплощадку. Во время войны клуб был почти полностью разрушен, красивое нынешнее здание ДК открыто в 1956 году.
  Перейдя загрязненную речушку Ситовку (от славянского «сито» - камыш), именуемую также «теплой канавой», справа увидим мемориальный комплекс локомотиворемонтного завода, посвященный заводчанам - участникам революций, гражданской и Великой Отечественной войн. В дореволюционные и предвоенные времена на этом месте располагалась железнодорожная поликлиника.
  Продолжим свой маршрут по улице Малышева, названной в честь известного государственного деятеля, детство и юность которого связаны с нашим городом. Прежнее название улицы - Красный Поселок. Данная территория, хотя и начала заселяться довольно рано, в городскую черту вошла только в 1926 году и еще долго оставалась далекой окраиной, а её связь с центром Великих Лук была очень слабой.
  Рядом с мемориалом находятся заводоуправление и корпуса одного из старейших и крупнейших предприятий нашего края - Великолукского локомотиворемонтного завода имени 50-летия СССР, имеющего славную и богатую историю. В связи с прокладкой через Великие Луки Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги на так называемом Волчьем болоте в четырех километрах от города в 1898 году началось строительство Главных железнодорожных мастерских, в которых должен был ремонтироваться подвижной состав дороги. 10 сентября 1901 года состоялась их приемка и открытие. Мастерские являлись самым современным по тем временам предприятием: они располагались на площади в 20 гектаров, имели 7 цехов, собственную электростанцию, водопровод, канализацию и паровое отопление. Работало в них свыше 500 человек. История ЛРЗ хорошо отражена в изданных книгах и газетных публикациях. А свой столетний юбилей завод отметил недавно. В 1970 году, к столетию со дня рождения В.И. Ленина, перед центральной проходной был открыт бронзовый памятник вождю мирового пролетариата.
  Далее по улице Малышева, с правой стороны, которой за домами и бетонным забором тянутся заводские постройки, в довоенное время располагались невзрачные различные строения: небольшая башня над артезианской скважиной, ледник... Более внушительно выглядели два одноэтажных дома, построенные еще до революции для заводского начальства. В видоизмененном виде (сейчас двухэтажные) они сохранились. Рядом с одним из домов находился небольшой, но очень уютный сад, где любили играть местные ребятишки и молодежь. ТЭЦ (тепловую электроцентраль) построили только в 1936 году с помощью ленинградских специалистов. До этого на ее месте находился дровяной склад. Возле ТЭЦ от улицы Малышева под острым углом на восток к деревне Лычево отходит улица, которая носит имя крестьянина из деревни Куракино Героя Советского Союза Матвея Кузьмина, в феврале 1942 года повторившего подвиг Ивана Сусанина. До 1965 года улица называлась Ориглодовской.
  В начале улицы Матвея Кузьмина находится еще одно дореволюционное промышленное предприятие - кирпичный завод (первый кирпичный). Он был построен в 1896 году немцем инженером М.И. Бреслауэром (переделанным великолучанами в Брусляева) и являлся одним из крупнейших в губернии. На заводе имелся паровой двигатель, работало 72 человека и производилось до 2-х миллионов кирпичей в год.
  Напротив завода, на левой стороне улицы, стояли два двухэтажных крытых черепицей «брусляевских дома». Бреслауэр, будучи не только предпринимателем, но и домовладельцем, имея ряд домов в районе железнодорожного узла, сдавал их внаем жильцам. После революции дома были национализированы, но сохранили свое название. Они сгорели в годы войны.
  Улица Малышева и ул. Матвея Кузьмина, пересекаясь у кирпичного завода и ТЭЦ, переходят в улицу Новоселенинскую, возникшую в 1940-х годах при перепланировке поселка Новоселенино. Единственное строение, привлекающее на ней сегодня внимание, - это заводская баня (ныне муниципальная). Построенная еще в начале XX века, она и поныне выполняет свои функции. Кстати, уже упоминавшая «теплая канава» свое название получила именно от бани, которая сливала свою использованную воду в речушку, отчего та не замерзала даже зимой.
  Новоселенинская улица выводит нас к берегу речки Лазавицы и Лазавицкому железнодорожному переезду (лаз - по-славянски брод). Ныне Лазавица загрязнена промышленными стоками, а еще в начале 1960-х годов в ее чистой прозрачной воде ловилась рыба, купались дети и взрослые.
  Через речку построены еще в конце XIX - начале XX веков два железнодорожных моста. Нижний принадлежал Московско-Виндавской, а верхний Николаевской железным дорогам. Сейчас обе линии между Лазавицким и Самарским переездами связывает «бабья ветка» (её строили в 1930-е годы тачками и лопатами только женщины). Большую впадину, через которую проходит железнодорожная насыпь, во время боев за город называли «оврагом смерти», так как при форсировании реки Лазавицы, превращенной немцами в мощную оборонительную линию, здесь погибло много наших воинов.
  За Лазавицким переездом, вправо, параллельно путям идет дорога на железнодорожный вокзал. До революции пассажиров по ней возили извозчики и дилижанс (крытая повозка, запряженная парой лошадей, способная вместить десяток людей). А перед самой войной от вокзала до центра города был пущен небольшой автобус.
  Пройдя под железнодорожным мостом (слева находится великолукский автовокзал, построенный в 1966 году, а справа - с дореволюционных времен по конец 1930-х годов был «сад 14 участка» - место отдыха жителей железнодорожного узла), улица Новоселенинская упирается в проспект Гагарина.

 А.А.Сычев. 2009 год. г. Великие Луки.

[К оглавлению книги "Из истории одной станции"]


[Участки дорог] [Общая карта дорог] [Предприятия и учебные заведения] [Расписания] [Дороги узкой колеи]
 [Соавторы проекта] [Музеи] [Библиография] [История обновлений] [Разное
]


© Copyright 2001-2013 URAKIS