Господа, давайте не будем мучиться... 

  В последнее время у меня складывается впечатление, что в уважаемых мною верхах появились некомпетентные руководители. Усомниться в их профессионализме заставляют некоторые установки. Позволю себе рассказать тем, кто не знает, как осмотрщик вагонов выходит обрабатывать поезд, например, ночью. В левой руке у него фонарь, который из-за ветхости еле-еле светит (лично моему фонарю 12 лет!), в правой — молоток-стукальце. Левой ногой он держит наготове шаблоны, а правой ногой нежно сжимает кусочек мела. Зубами он ухватил рацию и, ловко придавливая гарнитуру языком, шепелявит в эфир номера отцепляемых вагонов. Не буду говорить, каким местом он ощупывает буксу.    Впечатляет картина?
    А теперь, уважаемые, ответьте на вопрос: насколько качественно это чудовище осмотрит поезд? Я вам отвечу: ни на сколько. В такой ситуации осмотрщик делает то, что от него требуют в первую очередь. На сегодняшний день в первую очередь спрашивают за нанесение меловых разметок. А время на осмотр поезда в связи с этим никто не увеличил. И штат на ПТО никто не добавил. Вот и крутись, как хочешь. Уж поверье моему опыту, осмотр поезда в данной ситуации отходит на второй план. Самое главное — чтобы были меловые разметки...
    Объясните мне, пожалуйста, зачем внедрять заранее провальные мероприятия, от которых никакого толка нет? Которые только тормозят нормальную работу осмотрщика вагонов. Чтобы в очередной раз показать вышестоящим, что работа идет, директивы рассылаются? Чтобы насладиться своей властью? Шутка ли, один росчерк пера — и вся дорога в позиции низкого старта! Как тут не пожалеть, что из нашего обихода ушло такое понятие, как «вредительство». В данной ситуации оно было бы очень кстати.
    Смысл нашей работы в том, чтобы поезда ходили исправно и вовремя. А для этого нужно совсем немного: качественно осмотреть поезд и отремонтировать неисправные вагоны. Чтобы ни один квадратный дециметр вагона не проскочил мимо пытливых глаз осмотрщика! Ибо глаза — вот наш главный инструмент. А вы, господа, сделали нашим главным инструментом все что угодно, только не их. Сегодня это мел.
    И вам, уважаемые, даже невдомек, что боковина может зарасти толстой коростой из ржавчины или покрыться сантиметровым слоем наледи, что диски колес могут быть сплошь в смазке и никаким мелом никогда не процарапаешь эти несчастные буквы «ОТ» и «ОО». Когда вы вообще последний раз видели боковину? А как вы себе представляете вычерчивание буквы «К» сидя в позиции буквы «Зю» под тяговым хомутом? Ей-богу это все мне напоминает цирк, где мы — грустные клоуны, а кто, интересно, в роли хохочущих зрителей?
    Крайне забавляет само названия мероприятия «Внимание, тележка!». Месячники «Колесо», «Букса» и т.д. еще поддаются пониманию и логическому объяснению. Но вот чем дальше, тем круче. Господа, давайте не будем зря мучиться и внедрим мероприятие сроком на целый год, которое назовем «Внимание, вагон!». Выходит осмотрщик в парк, а там — вагон! И никуда в этом случае от него не денешься. И рисовать придется на нем мелом две параллельные черты по диагонали кузова. Абсурд?
     Попробую более-менее понятно объяснить суть этой проблемы. Основная работа осмотрщика вагонов — это осмотр и ремонт вагонов. Осмотр вагонов заключается не в том, чтобы я вышел к вагону и просто посмотрел на него. А в том, что осмотр производится строго по написанному сценарию. Называется он так: осмотр вагона с пролазкой по 12-ти позициям. Это значит, что в строго отведенное время на каждой позиции нужно осмотреть определенный узел. Сюда же еще входит и текущий безотцепочный ремонт вагона, поэтому расчет требуемого на все эти манипуляции времени производится достаточно ответственно. Здесь никаких непонятных вещей нет. Времени в среднем на вышеупомянутые процедуры хватает. Косяки начинаются потом. Когда в этот объем времени начинают впихивать:
   1. «тщательный осмотр всех тележек на предмет выявления трещин в зоне буксового проема с нанесением меловой разметки в виде букв «ОТ» (осмотр трещин) на верхний пояс буксового проема» (телеграмма НР ВП-12145 от 30.12.06);
   2. «тщательный осмотр и остукивание колесных пар с разметкой «ОО» (остучал-осмотрел)» (телеграмма ВМ-11212 от 30.12.06);
   3. «при проведении технического обслуживания... фитинговых платформ незамедлительно организовать ревизию технического состояния плит фитинговых упоров, их крепления к раме вагона... На вагоны, признанные исправными, наносить меловую разметку в виде буквы «Ф», заключенной в треугольник» (телеграмма НР  ВП-12113 от 30.12.06);
   4. «тщательный осмотр на вагоне клиньев тягового хомута... на предмет выявления изломов с нанесением меловой разметки в виде буквы «К» (клин) на нижний пояс тягового хомута» (телеграмма НР ВГ-1213 от 05.02.07).
    Как говорится, без комментариев...
    Уже сам по себе «тщательный осмотр» предполагает как минимум в два раза внимательнее осматривать эти узлы вагона. И только на одну размеловку вагона уходит времени почти столько же, сколько на осмотр! А драть за отсутствие меловых разметок вы, господа, сразу стали три шкуры. Ну и какой же выход в этой ситуации найдет измученный осмотрщик? Ну, конечно же, черкать мелом налево и направо, на ходу хоть вполглаза пытаясь кое-как осмотреть поезд.
   Кабинетные работники мне, естественно, возразят: эффект-то какой мощнейший от этого всего! Сколько сразу трещин обнаружилось! На что я вам отвечу: господа, да почти все «обнаруженные» трещины — в лучшем случае царапины, а в худшем — просто фикция.
   Когда все дороги начали отчитываться по обнаруженным трещинам, вдруг оказалось, что Октябрьская — самая отсталая. Тут же пронесся клич по всем депо: «больше трещин, хороших и разных!». И полетели вести об обнаруженных трещинах, как пташки на яйцеклад. На других дорогах, я уверен, дела ненамного лучше. Вот и вся цена ваших ОО, ОТ, К, и Ф.
   К моему великому сожалению проблема, затронутая в этом письме, не единственная. Вагоны меньше ломаться не стали. А как они вообще могут меньше ломаться, если осмотр­щиков-ремонтников не хватает, ПТО позакрывались, специалисты посокращались. Гарантийные участки кое-где увеличились до 700 километров и более. Думаю, ухудшение технического состояния подвижного состава и качества их ремонта прямо пропорционально экономии на зарплате. Во всех хозяйствах сокращались специалисты (в то время как управленческие штаты постоянно растут и раздуваются), закрылись многие разъезды и даже станции и т.д. Делалось это, по-видимому, для каких-то благих и высоких целей. Но в итоге мы не выздоровели за последние семь лет, а заболели еще тяжелее.
   У себя в рабочем коллективе мы разговариваем на эти темы и пытаемся найти ответы на мучающие нас вопросы. Большинство так называемых «работяг» склоняется к такому: слишком много молодых начальников, управленцев, ревизоров, которые очень и очень далеки от практической работы. Сидит такая «бумажная душа» и тычет карандашиком в листочек. А как будет выполняться его решение на практике, он и представления не имеет. Я ничего не имею против молодежи в руководящих рядах (свежие идеи, молодой задор и т.д.), но обязательно должен соблюдаться баланс, чтобы молодым было у кого учиться. Очень часто мы видим картину, когда приезжает какой-либо молодой ревизор и начинает с такой спесью и гонором вести себя в окружении почтенных, седовласых, умудренных опытом и уважаемых людей, что реакция у нормального человека возникает одна — желание уложить его коротким правым на пяток минут, чтобы остыл. Спросите его, в чем он видит смысл ревизорской работы? Очень интересный, я думаю, будет ответ.
   Наши деды и отцы, работавшие на дороге всю жизнь, даже уйдя на пенсию до самых последних дней носили железнодорожные фуражки и кителя. Вот как был в то время велик престиж железной дороги. Это была настолько отлаженная инфраструктура и организация, что можно было считать «железку» государством в государстве. Были свои железнодорожные дома, школы, больницы, поликлиники, бани и т.д. Немного от этого всего осталось в наше время. Нет теперь целостного живого организма под названием «железная дорога»...
    Вроде все вокруг налаживается, вроде жизнь в стране лучше становится. Но спросите у железнодорожника — лучше ли ему стало жить? Ответ будет горьким: премия снижается, часы снимаются, дети растут, а учить их не на что и т.д. и т.п.
   Под моим письмом подпишется ЛЮБОЙ осмотрщик вагонов, потому, что я ни в одной строчке не соврал и потому что именно осмотрщик знает всю эту работу гораздо лучше «кабинетных пиджаков», которые только и могут строить на бумаге великие планы, не имеющие с реальностью никакой связи.
Засим разрешите откланяться.
     Несогласные и согласные можете писать мне на nokia230@yandex.ru

     

Если проводить по 10 совещаний в день, работать будет некогда

    Свое мнение о влиянии специальных профилактических мероприятий на качество осмотра подвижного состава мы попросили высказать начальника технического отдела службы вагонного хозяйства Романа Химача, который много лет работал на ПТО Санкт-Петербург-сортировочный-Московский — осмотрщиком-ремонтником, инструктором, начальником.
   — Действительно, в последние годы количество различных месячников, периодов повышенного внимания к отдельным узлам вагона увеличилось. По крайней мере их сейчас больше, чем 10 лет назад, когда я работал осмотрщиком. Откуда они берутся? От того, что стали более детально разбираться с причинами возникновения неисправностей. Чтобы улучшить техническое состояние вагонов, повысить уровень безопасности движения, нужен системный подход. Необходимо установить закономерности. Так, например, в течение трех лет на сети железных дорог регулярно объявлялись месячники «Внимание, колесо». Повышенное внимание при осмотре и усиленный контроль позволили установить причины и снизить количество неисправностей в этом узле. Потом появилось новое поколение тележек. Литые тележки давали массу изломов. Естественно, что и этому узлу решили уделять повышенное внимание.
    Можно согласиться с тем, что месячников стало многовато. Вагон состоит из семи основных узлов, так что всевозможные профилактические мероприятия можно проводить круглый год. А нужно ли? Может быть, лучше пересмотреть каждому исполнителю отношение к своим обязанностям и просто выполнять то, что предписано инструкциями и технологией? Тогда и месячники можно будет объявлять пореже, но проводить их качественнее. Раз в полгода, например. Ведь это как с совещаниями. Если проводить их десять раз на дню, люди привыкают, соответственно и эффект от них нулевой. Да и работать некогда...


Чтобы коллектив не расслаблялся

   Начальник ПТО Бологое  Анатолий Михайлов:
   -В период проведения сетевого мероприятия «Внимание, тележка» на нашем пункте технического осмотра был зафиксирован один случай выявления трещины боковой рамы. Дефекты тележек выявляются нашими работниками и вне месячника, систематически. Ведь осмотр ходовых частей входит в прямые обязанности осмотрщиков, в любом случае они отвечают за техническое состояние осмотренного вагона в целом.
    Времени на ТО поездов не добавляется в период проведения особых месячников, но все необходимые меловые разметки нашими работниками наносятся на узлы, которым уделяется повышенное внимание. Да, месячники проводятся практически постоянно: один заканчивается — другой начинается. Они объявляются в зависимости от времени года или от ситуации, от роста случаев брака, например, по причине неисправности в каком-либо узле. Я считаю, что такие мероприятия нужны, чтобы коллектив не расслаблялся.


«Черкнуть мелом – не проблема»

    Мастер ПТО Каменногорск Алексей Садовников:
   -Думаю, что проводимые в вагонном хозяйстве месячники особого внимания к каким-то узлам оправданны и улучшают техническое состояние парка подвижного состава. Бдительность осмотрщиков повышается, а черкнуть мелом — не проблема.
   Конечно, все те требования к осмотру, которые предъявляются в периоды проведения специальных мероприятий, действуют круглый год. Все расписано в инструкциях для осмотрщика вагонов. Если бы они постоянно работали по полной программе, то, может быть, и не стоило объявлять дополнительно месячники повышенного внимания к отдельным узлам. Тогда, наверное, нужно было бы и время на осмотр добавить. Но пока что такого рвения к работе не наблюдается...

  
17 марта 2007 года.  Газета "Октябрьская магистраль"

**Примечание. Вот начало этой темы: "Письмо наверх от осмотрщика-ремонтника вагонов" Февраль 2007 года.


[Участки дорог] [Общая карта дорог] [Предприятия и учебные заведения] [Расписания] [Дороги узкой колеи]
 [Соавторы проекта] [Музеи] [Библиография] [История обновлений] [Разное
]


© Copyright 2001-2013 URAKIS