Детище Кербедза

  Железнодорожный транспорт нашей страны как основной вид путей сообщения имеет богатую историю и замечательные традиции, которые не стоит забывать. Напомним читателям, что вторая половина XIX столетия была ознаменована в Российской Империи началом активного строительства железных дорог. Естественно, что любая магистраль на своем протяжении пересекает множество ручьев и рек, некоторые из которых являлись серьезными водными преградами. В процессе строительства железных дорог отечественные специалисты, ученые и инженеры путей сообщения внесли весомый вклад в теорию и практику их проектирования и строительства. Например, подтверждением тому может служить постройка железнодорожной магистрали Петербург –Варшава, проходившая через наш край. В 1857 году была введена в строй линия Петербург – Гатчина – Луга, а уже в 1859 году поезда пошли от Луги ко Пскову.
  Уже тогда русская школа мостостроения, отличавшаяся рационализмом в выборе конструкции, высочайшей надежности создания крупных мостов, отвечающих не только своему функциональному значению, но и высокохудожественному архитектурному и эстетическому уровню. Потомки по праву гордятся выдающимися учеными строителями мостов Д.И. Журавским, С.В. Кербедзом, Н.А. Белелюбским и другими.
  С точки зрения лужского краеведения для нас особый интерес вызывает имя С.В. Кербедза (1810 – 1899). Он известен как строитель первого металлического моста на такой серьезной и глубоководной реке, как Нева, так и к нашей менее серьезной водной преграде – Луге.
  Стальные магистрали были тогда в нашей стране делом совершенно новым. Еще в июне 1837 года профессора Института Корпуса инженеров путей сообщения П.П. Мельников и С.В. Кербедз для ознакомления с практикой строительства и работой железных дорог посетили страны Европы. Там они встречались с деятелями науки и техники, слушали лекции по отдельным вопросам строительства и прикладной механики. Возвратившись на родину, ученые составили подробный технический отчет, в котором изложили обзор увиденного и результаты собственных исследований по коренным транспортным проблемам. Их опыт вскоре пригодился.
  15 февраля 1851 года состоялось высочайший указ Николая I о строительстве железной дороги от столицы на Варшаву. В ее истории значительный интерес представляет возведение первого во всей России железнодорожного моста через реку Лугу в том месте, где вскоре возникнет станция Преображенская, известная сейчас как Толмачево. Создал проект и осуществлял общее руководство им в 1853 – 1857 гг. профессор С.В. Кербедз. Двухпутный мост имел два пролета по 56,1 метра каждый и представлял собой наиболее совершенную конструкцию в Европе. С постройкой Лужского моста началось широкое внедрение металлических мостов на железных дорогах России.
За свою научную и производственную деятельность Кербедз еще в 1850 году был избран почетным членом Академии Художеств, а в 1858 году – почетным членом Петербургской Академии Наук.
  Стоит выразить создателю моста Кербедзу особую благодарность, ведь именно с введением в строй участка Гатчина - Луга наш город и уезд стал гораздо интереснее жителям столицы, позволяя местному населению развивать дачный бизнес.
   К сожалению, время не сохранило для нас этот уникальный памятник отечественной мысли. Этапы возведения Кербедзом моста запечатлены в специально изданном роскошном альбоме, а также на любительской фотографии, сделанной изобретателем радио А.С.Поповым, отдыхавшим в окрестностях станции Преображенская. Старые фотографии сохранили и последующих собратьев моста Кербедза, стоявшего на этом месте, как на приведенной в статье, где запечатлен практически достроенный, но уже после  Великой Отечественной.
    Подготовил И. Половинкин     «Провинциальные новости» №8 2008 г. С.38.
    ФОТО: 1. С.В. Кербедз (1810 - 1899)
                 2. Металлический мост через Лугу. Фото нач. 20 в.
                 3. Послевоенный собрат (Фото 1950-х гг. из фондов Музея истории Лужского судоходства).


[Участки дорог] [Общая карта дорог] [Предприятия и учебные заведения] [Расписания] [Дороги узкой колеи]
 [Соавторы проекта] [Музеи] [Библиография] [История обновлений] [Разное
]


© Copyright 2001-2013 URAKIS