Владимир Ипатов
Депо на Ловати
ВОЕННЫЕ   БУДНИ

   Великолукское паровозное депо, квартировавшее на станции Торопец, весной 1943 года возвратилось в город Великие Луки.
   Деповчан встретили развалины. От паровозного депо остались только стены, груды битого кирпича, скрюченные рельсы с поломанными шпалами. Особенно была разрушена веерная часть с ремонтными мастерскими: ни одной уцелевшей двери, ни одного сохранившегося окна, ни единой исправной ремонтной канавы. Пришлось начинать с нуля. Главной задачей, как и прежде, была своевременная доставка грузов для фронта. Инициатором этого выступил старший машинист молодежного экипажа Николай Васильевич Богданов. 
   Инженерно-технические работники и служащие работали в нетопленных помещениях, ремонтировались паровозы под открытом небом. Но несмотря на трудности, поезда с боезапасом, провиантом и ранеными регулярно шли к недалекому, грохочущему артиллерийской канонадой, фронту. Первые от Великих Лук железнодорожные станции Гущино и Забойники стали как бы нейтральными полосами. Гитлеровцы из дальнобойных орудий еще обстреливали город, немецкие войсковые разведчики наведывались в Великие Луки и вели корректировку артиллерийского огня и бомбовых ударов по городу и железнодорожному узлу.
   Вражеские лазутчики устраивали диверсии. В мае 1943 года им удалось на станции взорвать вагон с боеприпасами. Страшный взрыв потряс железнодорожную станцию и ее окрестности. Были выведены из действия ближайшие к взрыву стрелочные посты, приемо-отправочные железнодорожные пути, взрывной волной разбило большую группу вагонов с фронтовым грузом. Имелись значительные жертвы из числа железнодорожников, работающих в смене, и военнослужащих, следующих в поездах. В воронку, образованную от взрыва вагона с боезапасом, при засыпке вместилось десять платформ грунта.
   Это была пора каждодневного подвига не только воинов Красной Армии, но и железнодорожников, ведь фронт находился у стен города. Вспоминая ту пору, вызывная паровозных бригад Ксения Яковлевна Большакова рассказывала: «Не забыть первой весны освобожденного города, когда я впервые коснулась чудом уцелевшей калитки и, оглядев приспособленный для жилья блиндаж, тихо постучалась в дверь. На пороге заспанный машинист. Бужу паровозников в любое время суток, передаю им приказ отправиться в путь. Некоторые из них не возвращались из рейса, гибли  в пути».
   Машинист паровоза Виктор Иванович Ткачев самостоятельно водить поезда начал в прифронтовой обстановке.  Не было никакой скидки на молодость и неопытность, фронт требовал все для разгрома врага. Больше всего донимали фашистские летчики.
   Виктор Иванович рассказывал: «Под станцией 3емцы Ржевского направления, в сорок третьем году, нагрянула туча немецких самолетов. По сторонам поезда, впереди и сзади, черно-красным пламенем в небо вскидывались разрывы. Одна из бомб угодила в дымовую коробку паровоза. Локомотив качнулся и мигом окутался облаком. Это, наверное, и спасло, и немецкие лётчики решили; что паровоз разрушен. Никто из паровозной бригады не пострадал, хотя пережили в этот день немало. И таких дней в работе паровозников было много...»
   Ветеран Великолукского паровозного депо, машинист паровоза Илья Георгиевич Кремков делился воспоминаниями об участии в прифронтовых перевозках. 
    Для  великолукских машинистов военные рейсы начались с первых дней войны. В июле 1941 года уже по неделе не сходили с паровоза, прикорнув за реверсом, пока паровоз снабжался топливом и смазочными материалами. И  снова в голову воинского эшелона. Рейсы стали нервными, каждому коменданту хотелось поскорее отправить эшелон. А паровоз требует остановки для чистки топки и набора воды. Иные сопровождающие и начальники воинских; эшелонов требовали от машиниста, чтобы, из трубы паровоза не  шел черный дым. По черному дыму самолеты издалека замечали эшелон. И появлялись внезапно, коварно выключив двигатели, сбрасывали бомбы, поливали вагоны свинцом.
    В одном из фронтовых рейсов от города Осташков до города Торопец наш поезд бомбили семь раз, —  отмечал машинист И. Е. Кремков.
   Однажды, только прибыли на станцию Кунья Ржевского направления, сразу же бомбежка. Укрылись, спаслись. Набрали воды, почистили топку и двинулись дальше. Но в Артемово фашистский самолет все же разбомбил половину нашего поезда. Перед отправлением я полупил записку поездного диспетчера: «Товарищ Кремков, по станции Жижица пошустрее и дальше до Западной Двины пропускаю ходом».
   Перед Жижицей услышал рокот самолетов. И вскоре  началась бомбежка. Бомбы падали рядом с паровозом, вздымая вверх огонь и землю. Горящие вагоны оттащили от уцелевших  на безопасное расстояние, а впереди железнодорожный путь разбит. Пока восстанавливали, налет самолетов повторился.
   Самолеты с желтой паучьей свастикой на бортах, заходили на бомбежку поочередно, по кругу. Гремела, стонала земля. Обломки  шпал и  рельсов, куски земли
осыпали паровоз. Все, что могло горело, застилая дымом станцию... По сведению печати на станцию Жижица в тот раз налетело 19 самолетов.
   Крупный осколок бомбы пробил дымовую коробку и парорабочую трубу паровоза. «Наша бригада, — вспоминал Илья Георгиевич Кремков, — заделала пробоину. И когда восстановили впереди лежащий путь, поехали дальше. Но не было форсировки котла и ехали почти одной стороной паровой машины. Постоим немного «надуемся», — шутил машинист, — и опять ползем вперед, а перед входным семафором станции Русаново опять два немецких самолета. Сбросили с десяток бомб, обстреляли состав из пулеметов. На конечную станцию привели только часть вагонов с орудиями.
   Опасность подстерегала не только с воздуха. В 1943 году, — говорил машинист И. Г. Кремков, — моя бригада вела поезд из Торопца в Осташков. На станции Соблаго остановили, выдали предупреждение, что на железнодорожном разъезде следующего перегона необходимо высадить бригаду минеров. На километре и пикете, указанном в бланке предупреждения, остановились и высадили подрывников. Они на линии железной дороги обезвреживали невзорвавшиеся бомбы. Не успели доехать до входного сигнала станции, как паровоз так тряхнуло, что я выпустил из рук привод реверса. Пламя полыхнуло под паровозом, и мигом горячий пар заполнил все вокруг. Вдобавок повредило тормозную магистраль состава. Поезд остановился.
   Когда я оправился от нервного потрясения, — продолжал ветеран, — увидел пар клубится из пробитой «брюшины» паровоза, обволакивая котел. Сделал один, второй шаг, боли не чувствую, значит цел, — мелькнула мысль. ...
   Глянул на тендер, а там кочегар склонился к изголовью помощника. Подхожу, тормошу Зимарева Михаила. У него ватник на груди, лицо залиты кровью. Наспех уложили раненого в будке паровоза. Вместе с кочегаром идем к дежурному по станции. Только успели отойти метров на триста, как под тендером нашего паровоза взорвалась другая бомба замедленного действия... 
   Всякое случалось.
   После освобождения Великих Лук жена и сын стали работать проводниками в теплушке, прицепленной к моему паровозу.
   Как-то ищу паровоз в депо и на линии, чтобы сменить паровозную бригаду, а локомотива нет. Позже выяснилось, что мой паровоз вместе с локомотивной бригадой, вагоном-теплушкой, проводниками, после взрыва заряда замедленного действия, провалился на мосту в Ловать. Этого немецкого сюрприза ранее обнаружить  не удалось. Многие сотни поездов прошли по мосту благополучно. И нужно было беде случиться. Правда, все обошлось благополучно, никто из паровозной  бригады не пострадал».
   Вспоминал весну 1943 года машинист паровоза П. И. Варфоломеев: «На первом деповском собрании решили: каждому после трудового дня три часа отработать на восстановлении паровозного депо. После рейса брали лопату, лом или кувалду и расчищали завалы. Первыми были восстановлены деповская электростанция, водоснабжение, железнодорожная баня, деповская душевая, котельная...» 
   Осенью 1943 года войска Второго Прибалтийского фронта развернули активные действия в боях за Невель и Новосокольники. Развитие боевых действий на фронтах вдохновляли деповчан на трудовые подвиги. Железнодорожники обеспечивали бесперебойное продвижение военных грузов и эшелонов с войсками через железнодорожный узел. Экономили каждую минуту при подаче паровозов и подвижного состава, боролись за увеличение среднесуточного пробега паровозов, за строгое соблюдение графика движения поездов, за своевременную доставку для фронта всего необходимого. Хорошо работала паровозная бригада старшего машиниста Н. В. Богданова, смена дежурного по паровозному депо И. К. Бобылева с паровозным диспетчером В. В. Мурашкиным.
   Дежурный по паровозному депо И. К. Бобылев вместе со своей сменой, почти в четыре раза уменьшили время на экипировку паровоза. Вместо двух с половиной часов — на снабжение топливом, водой, смазкой и чистку паровозной топки — успевали все выполнить за 40 минут, что способствовало более быстрому продвижению воинских эшелонов на фронт.
   В октябре 1943 года городская газета «Великолукская правда» под заголовком.«Боевые дела великолукских железнодорожников» сообщала: «...Готовясь достойно встретить 26 годовщину Великого Октября, передовые локомотивные бригады паровоза старшего машиниста В. Я. Примма, его помощника В. Ишора и кочегара И. Стренго, а также его напарники, машинисты Щемелев, Бедарев со своими помощниками Степановым и Криволошковым, паровозными кочегарами М. Ульяновым и В. М. Ермолаевым дали твердое рабочее слово добиваться отличной работы доверенного им паровоза и с честью держат слово.
   В канун праздника экипаж старшего машиниста В. Я. Примма выполнил задание по среднесуточному пробегу локомотива на 120 процентов, технической скорости на 119 процентов. Строго по графику, не имея ни одного опоздания, доставляли грузы фронту. За октябрь 1943 года, благодаря слаженной работе этого коллектива, у них не было ни единого случая нарушения правил технической эксплуатации железных дорог. Внедряя лунинский метод ухода за паровозом, бригады постоянно держат свой локомотив в технически исправном состоянии, в любую минуту  готовым к рейсу. В настоящее время паровоз старшего машиниста; В. Я.Примма готов для работав зимних условиях, и эта подготовка произведена силами локомотивных бригад.
   По итогам работы за сентябрь месяц локомотивные бригады передового коллектива получили переходящее Красное знамя, принимая которое В Я. Примма от имени паровозников дал слово трудиться еще лучше.
   С ответным словом выступили его товарищи по труду, которые обязались так работать, чтобы стать кандидатами на получение переходящего Красного знамени.  Лучших железнодорожников-стахановцев за своевременную доставку грузов  для фронта начальник Калининской железной дороги наградил нагрудным знаком «Отличный паровозник». Среди многих, удостоенных этой награды, машинист великолукского паровозного депо М. Ф. Густов.
    Так боевыми делами отвечают великолукские паровозники  в поддержку наступающей  Красной Армии. Рядом, на газетной полосе, сводка информбюро:

Густов М. Ф.

   «...В течение 19 октября наши войска на всех фронтах подбили и уничтожили 85 немецких танков, сбили в воздушных боях  и наземным огнем 45 самолетов противника...»
   В начале 1944 года в городе  начался сбор средств на строительство второй колонны танков «Великие Луки». Паровозные машинисты, помощники и кочегары вносили по два-три и более средних заработков. Деповчане Н. В. Богданов, В. В. Мейкстум,. Н. В. Струнин и многие другие внесли по пять средних заработков.
   Уже в конце марта горожане  рапортовали Государственному комитету Обороны о сборе 280 тысяч рублей. 
   На собрании деповчан начальник паровозного депо М.Н. Константинов читал письмо советских воинов, опубликованное в городской газете:
   «...Бойцы, сержанты и офицеры самоходного артиллерийского полка, принимая боевые машины, построенные на ваши сбережения, благодарят вас от всего сердца. Вы внесли свои сбережения на постройку машин, чтобы приблизить час окончательной победы над врагом.
   Мы клянемся, что на ваших машинах в предстоящих боях будем бить врага по-гвардейски. Мы. клянемся отомстить врагу за все злодеяния, совершенные гитлеровцами на нашей земле.»
   Ожесточенные бои шли по всему Северо-Западу. Первый и Второй- Прибалтийские фронты штурмовали оборонительную линию «Пантера». Великолукский железнодорожный узел продолжал быть одним из главных. Гитлеровцы решили стереть с лица земли железнодорожный узел. Около 100 стервятников налетели на город 19 на 20 июля 1944 года и сбросили бомбы на железнодорожный узел и прилегающий к нему район. Было уничтожено почти все, что восстанавливалось с таким трудом: паровозное депо, железнодорожное полотно с рельсами, вокзал, многие служебные здания, жилые дома, разбито семь паровозов, три эшелона с боеприпасами, уничтожен санитарный поезд с ранеными. При налете погибли 104 человека и 280 были ранеными из числа железнодорожников.
    Котельный мастер Михаил Абрамович Соловьев вспоминал:
   «...По радио передали «Воздух!». Заторопился в бомбоубежище. А кругом все гудит. Фашистские самолеты туча-тучей, от шума моторов в ушах зазвенело.    Навстречу бежит молодая женщина с ребенком на руках и кричит:
   — Спасите!
   И вдруг — взрыв!
   Тугой волной меня отбросило под деповскую стену. Когда очнулся, вокруг все разворочено, разбито, все горит, что может гореть. Ощупал себя, боли не было. Только плохо повиновались ноги. Добрался до общежития. Крыша моей комнаты снесена. Услышал оханье. Оказал помощь. В общежитии погибло двадцать три человека. Раненых отправили в железнодорожную больницу. Оправился от нервного потрясения, пришел в депо. В стойле уже находился разбитый паровоз. Когда стал осматривать, чтобы определить объем ремонта, то обнаружил в развороченных брешах котла, паровозной топке и водяном баке семь кистей человеческих рук.
Многое пришлось пережить в войну, но подобное увидел впервые. И слезы покатились из моих глаз. Все падало из рук. Но потихоньку воскрес, "оклимался"».
   —...Не забуду, — вспоминал мастер цеха горячей промывки паровозов Александр Ипполитович Янковский,— последней бомбежки паровозного депо. Хотя на улице ночь, а вокруг светло как днем от развешенных осветительных ракет. От частых и близких разрывов бомб толстые деповские стены дрожали. Тороплюсь, а мне кричат:
   — Янковский, иди к нам на паровоз!
   Прошел вглубь цеха. И вдруг мощный взрыв потряс здание паровозного депо. Паровоз, на который только что приглашали меня, выбросило из стойловой канавы на Бологовский путь, а тендер — в поворотный круг.
   Все ребята погибли, а я чудом остался жив...
   Машинист паровоза И. Г. Кремков рассказывал о бомбежке летом 1944 года:
   «...Только что уснул после рейса. Жена тормошит, плачет. Проснулся. Вокруг светло как днем. Бомбят совсем рядом. Взрывы буквально шевелят нашу землянку. Кинулись на угольный склад и укрылись в окопчике. Когда утихло, депо не узнать. Одна из бомб угодила в квартиру Ф. В. Лилейко — председателя местного комитета профсоюза. От погибшего нашли руку, которую опознали по офицерской гимнастерке. Его домик стоял на месте нынешнего бомбоубежища...»
   - В моей памяти, — вспоминал машинист Евгений Иванович Обовский, — последняя бомбежка железнодорожного узла. После рабочего дня, только что поужинал и вышел на крыльцо общежития перекурить. Вижу в направлении Новосокольники и Невель в небе ракеты светятся. А вскоре рокот самолетов и первые взрывы бомб сотрясли все вокруг. Группами заходили немецкие самолеты для бомбежки. Разгромив станцию и поезда на станционных путях, самолеты накинулись на паровозное депо. Повсюду заполыхали пожары. Из общежития все высыпали на бровку пути, укрылись за насыпью, которая беспрерывно вздрагивала от рвущихся бомб.  Фашисты улетели только в 4 часа утра.
   После пятичасовой бомбежки остались большие разрушения железнодорожного полотна и ходовых путей, поворотных кругов, паровозов. Со многих цехов снесло кровлю, сорвало двери ремонтных стойл. Деповская территория была распахана. Повсюду догорали вагоны, строения. Из-под обломков извлекли погибших деповчан.
   Потом был приказ начальника депо № 217 от 23 июля 1944 года, в котором говорилось:
   «...В ночь с 19 на 20 июля 1944 года Великолукский железнодорожный узел подвергся массированному налету вражеской авиации. Коллектив паровозного депо понёс невосполнимые человеческие потери. Кроме того, хозяйству паровозного депо нанесен большой материальный ущерб».

    


   Приказом назывались деповчан, наиболее отличившиеся в ночь последней вражеской бомбежки депо и города Великие Луки. Вот эти имена: старший дежурный по депо М.Ф. Беляев, диспетчер А. П. Гаврилов, старшие бухгалтеры Н.К.  Метелица и  К. Е. Иванова, электромонтер В. Г. Лебедев, машинист парового крана И. В. Быстров, машинист паровоза И. Г. Мурашов, дежурный по депо И. Екимов, помощник дежурного по депо Н. Ф. Куренков, оператор М. А. Козлова.
   Великолучане не пали духом, не пришли в уныние. Все население города вышло на ликвидацию последствий варварской бомбардировки. Уже через сутки движение эшелонов через Великие Луки было восстановлено.
    Это был последний налет фашистских стервятников на город.
   Сегодня перед цехом эксплуатации рядом с железнодорожными путями высится стела, напоминая живым о погибших. На мраморе стелы  надпись: «Вечная память нашим товарищам, погибшим при исполнении служебных обязанностей при налете вражеской авиации в ночь с 19 на 20 июля 1944 года». Имена погибших машинистов паровозов: П. В. Николаев, Яков Нестеров, Ярославцев, Завьялов, П. И. Иванов, Пальчевский; помощников машинистов: Кудрявцев, И. С. Журавлев, К.Я. Михайлов, Пааль, Павлов; кочегаров паровозов: В. А. Скобцов, Смирнов; председателя местного комитета профсоюза Ф. В.Лилейко; проводницы турной теплушки Ярославцева; вызывной паровозных бригад М. В. Иванова; нарядчика паровозных бригад Е. Иванов.
   10 ноября 1944 года  Совет народных Комиссаров СССР примял специальное  Постановление «О мероприятиях по восстановлению хозяйства города Великие Луки». В нем содержалась программа восстановительных работ до конца 1944 года и на 1945 года. Программа предусматривала государственное строительство 19 тысяч  квадратных метров жилой площади и выделение кредита более двух миллионов рублей на индивидуальное жилищное строительство. Планировалось восстановить городскую электростанцию довоенной мощности, построить две школы, детский сад и ясли, больницу на 280 коек, кирпичный завод, административные здания. 
   На железнодорожном узле; были созданы специальные строительные организации: «Великолукстрой», «Великолукстройлес», «Управление строительно-восстановительных работ ПВРЗ», «Третий восстановительный участок Калининской железной дороги». Все население железнодорожного узла добровольно трудилось на расчистке завалов, разборке разрушенных учреждений и жилых домов.
   На развалинах зданий железнодорожного узла были надписи:
   «Возродим тебя, родное депо!» .
   «Вагонники, восстановим свое депо!»
   «Великие Луки станут краше прежнего!» 
   Горожане еще живут в землянках, а паровозные бригады — машинисты: А. М. Бабочкин, П. М. Кононов, Н. Е. Хованов, М. И. Кушнер, П. И. Варфоломеев, Н. В. Струнин, В. И. Зайцев, кочегар паровоза А. А. Гаврилов, ремонтники: котельный мастер М. А. Соловьев, приемщик отремонтированных паровозов Н. В. Сухоруков и многие другие деповчане со своими семьями — уже в 1946 году из приспособленных для жилья военных укреплений переехали в благоустроенные двух-, трехкомнатные коттеджи с приусадебными участками. Красочные домики выросли неподалеку от паровозного депо. Постройки радовали железнодорожников и образовали улицу Гражданскую, среди деповчан именуемую улицей Машинистов.

[Предыдущая страница]  [ Оглавление]  [ Следующая страница]


[Участки дорог] [Общая карта дорог] [Предприятия и учебные заведения] [Расписания] [Дороги узкой колеи]
 [Соавторы проекта] [Музеи] [Библиография] [История обновлений] [Разное
]


© Copyright 2001-2013 URAKIS