Владимир Ипатов
Депо на Ловати
ВЕТЕРАНЫ

   Проходят годы, сменяются поколения. Но по-прежнему в списках деповчан фамилии машинистов и ремонтников, служащих и инженерно-технических работников, достойных продолжателей потомственной профессии, хранителей доблести отцов и дедов.
   Более четырех десятков лет трудился на железнодорожном транспорте Георгий Иванович Афанасьев. В сорок втором году вместе со своими товарищами он одевал в броню паровозы и платформы с орудиями — создавал бронепоезда для фронтов Великой Отечественной войны.
   Памятен такой случай. Было это на станции Бологое. После утомительной ночи Георгий Иванович отдыхал в вагончике восстановительного поезда. Вдруг тишину разорвали взрывы бомб. Соскочив с постели, он не сразу понял, в чем дело. А выглянув из вагона, увидел, что фашистские самолеты бомбят пассажирский поезд.   Мелькнула мысль:
   — Почему не выводят состав в безопасное место?
   Медлить было нельзя, и Георгий Иванович кинулся к паровозу. В будке не обнаружил паровозной бригады. И тогда сам встал к реверсу и вывел поезд из-под удара. И так было не раз, когда Афанасьев показывал пример мужества и выдержки.

   

Афанасьев Г. И.

    
   В грозном 1942 году, незадолго до 25-й годовщины Октября, Васю Клыкова, пятнадцатилетнего термиста уральского завода, принимали в комсомол. На вопросы ребят отвечал, как умел, сбивался и сердился за это на себя. И вдруг прорвались горячие, не придуманные слова. Вспомнилось багровее зарево пожарищ и грохот артиллерийской канонады у родных Великих Лук, нескончаемые обозы беженцев. О том и говорил. 
   Несмотря на юный возраст, Василий, если требовала обстановка, работал по две смены подряд. Зато  какой радостью наполнялось сердце, когда: после смены увозили из цеха множество деталей для пушек и пулеметов.
   После освобождения Великих Лук Василий вернулся в тород. Многие десятки лет трудился на оздоровлении локомотивов.
   Мастер электроаппаратного цеха Василий Алексеевич Клыков - опытный рационализатор. Он привил любовь к творчеству всему коллективу цеха. Большой творческой удачей рационализаторов электроаппаратного цеха стало создание установки для регенерации электролита аккумуляторный батарей. Благодаря этому в депо  стали повторно  использовать электролит тепловозных батарей. Итог — десятки тысяч рублей ежегодной экономии.
   Когда в депо пришли первые магистральные тепловозы и  срочно потребовалось создать и ввести в строй цех автостопов; всего за 15 дней вместе со своими умельцами мастер смонтировал стенд для испытания электропневматических клапанов. 
   За успехи и инициативу в труде мастер цеха В. А. Клыков награжден орденом Знак Почета, нагрудным знаком «Почетному железнодорожнику».
   А когда подошло время расставаться с коллективом, Василий Алексеевич еще долгое время трудился на оздоровлении тепловозов. 
       
    Отработан очередную смену за верстаком, четырнадцатилетний Игорь собрался домой. В это время появился мастер цеха. . Сегодня он не агитировал, а просил:
   — Поработайте, ребятки, еще!
   Игорь молча направился к оставленному верстаку, придвинул деревянный ящик, влез на подмостье и стал работать. Вдруг острая боль ударила в виски, мигом онемело тело,  в глазах зарябило. Ноги мальчика дрогнули, и он, чтобы не упасть, ухватился за тиски,  грудь  налег на верстак.
   — Что с тобой? — откуда-то дошел  до слуха голос мастера. 
   Игорь виновато глянул на хозяина цеха. 
   —Сынок, если не можешь... 
   - Смогу.
   Игорь молча стоял минут пять, и снова принялся калибровать специальным шаблоном резьбовую нарезку пустотелых заготовок корпусов  мин.
   Мастер не отходил от Игоря и все смотрел на мальчишеские проворные руки, бледное лицо, тонкую шею.  И не, выдержал, полез во внутренний карман кителя, вынул пухлую записную книжку, перехваченную резинкой. Достал небольшие квадратики с круглыми печатями,  положил на верстак рядом е Игорем четыре талона на дополнительное питание — картошку с огурцами.
Глубокой ночью  он окончил работу. Отложил в сторону шаблоны. Присел малость отдохнуть. Радовало, что ящики с корпусами мин стеной: высились рядом.
   Появился мастер, он смотрел на хрупкую фигуру Игоря, на стенку ящиков готовой продукции. И увидел  талоны..
   —Ты чего? — спросил мастер, указывая на два талона, оставленные Игорем.
   — Не один я хочу кушать,—тихо ответил Игорь и пошел к двери... 
   Шел второй год войны, стояло лето сорок второго» года.
   Десятки лет И. Ю. Пенинский, являлся неосвобожденным бригадиром манометрового и скоростемерного цехов. На его творческом счету многие десятки внедренных в производство рационализаторских предложений.
   Долгое время он возглавлял общественное бюро по работе с кадрами. Когда подошел срок ухода на пенсию, Игорь Юрьевич еще многие годы трудился на ремонте тепловозов. 
   За многолетний добросовестный труд ветеран награжден орденом  Ленина и орденом Октябрьской Революции, медалью «Ветеран труда».

   В грозном 1919 году семнадцатилетним юношей, кочегаром деповской мельницы начинал свою трудовую жизнь Александр Степаненко.
   Александр Никифорович вспоминал:
   — В 1920 году на поезд, ведомый машинистом Ивановым Иваном Васильевичем, на перегоне Новохованск — Клястица напали бандиты и стали грабить вагоны. Помощник машиниста сумел сообщить о беде в паровозное депо. Отряд чоновцев вскоре прибыл на место происшествия. Двоих бандитов поймали.
   Деповские чоновцы всегда были наготове. Впоследствии глава бандитов сдался советским властям.
   С первой пятилетки Александр Никифорович работал машинистом. А когда грянула война, он был уже опытным, и с успехом водил воинские эшелоны к фронту. Был начальником депо станции Соблаго. С сорок пятого года до ухода на пенсию трудился приемщиком  отремонтированных паровозов министерства путей сообщения. 
   За безупречную работу награжден орденами — Ленина, Трудового Красного Знамени и многими медалями.

    Петр Константинович Поляков в 1946 году переступил порог паровозного депо.  Работал кочегаром,  но по настоянию врачей перешел на ремонт паровозов — сказались четыре тяжелых ранения, полученные в Великую Отечественную войну. В боях за свободу и независимость Родины П. К. Поляков стал кавалером орденов Красной Звезды, Отечественной войны, пяти боевых медалей. Начинал он войну красноармейцем под городом Холм, а окончил в Берлине старшим сержантом начальником переносной радиостанции.

   

Поляков П. К.

   За многие годы ремонта локомотивов ни разу в его адрес не поступили жалобы ни от мастера цеха, ни от машинистов. Петр Константинович внес ряд рационализаторских предложений со значительным экономическим эффектом. На его творческом счету пневматический шлифовальный переносный прибор, с помощью которого без демонтажа деталей слесарь легко и быстро отшлифует торцы колесных пар тепловоза, а также пневматический: двигатель для опрессовки выхлопных клапанов без снятия их с тепловоза и приспособление для облегченного  снятия эластичной муфты гидромеханического редуктора грузового тепловоза и многие другие. 
   К боевым наградам ветерана войны и труда в августе 1975 года прибавилась награда - значок «Почетному  железнодорожнику».

   Александр Поллак мечтал стать машинистом паровоза. С этими мыслями он пришел в великолукское железнодорожное училище. Минул первый год учебы. Впереди был еще год интересного познания, но началась война. 
   — Помню, — рассказывал Александр Егорович,— стоял вагон на переезде, напротив железнодорожного техникума. А мы, курсанты, будущие паровозники, как. муравьи, носили из классов в вагон учебное оборудование. Немцы уже заняли станцию Воробецкая, которая  под Великими Луками. Вокруг рвутся снаряды, бомбы, слышны ружейные выстрелы, черными султанами поднимается в знойное небо густой дым пожарищ. А мы все же успели погрузить необходимое.
   Закончил железнодорожное училище в Красноярске. Работал сначала кочегаром, затем помощником машиниста. 
   Перед освобождением Великих Лук переехал поближе к городу и трудился помощником машиниста паровоза в военно-эксплуатационном отделении. Доставлял боевое питание под Старую Руссу.
   Однажды, после бомбовой атаки фашистских стервятников, вывозили с полевого аэродрома военное снаряжение. Шли в темноте: на паровозе ни одного огонька. И вдруг паровоз провалился в глубокую бомбовую воронку. Он сполз на левую сторону. Круглые метровые чурки с тендера рухнули на меня, и завалили. Вывернутые колосники паровозной топки полыхнули жаром горевших поленьев. Подоспевшие солдаты вытащили меня из дровяного завала. Чувствую, что теряю сознание. Очнулся  на госпитальной койке.  Хотел пошевелиться, но острая боль в голове, левом колене и суставах рук пронзила тело. С забинтованной головой и руками месяцы пролежал в госпитальной палате. По выздоровлению вернулся на локомотив, теперь в депо Осташков.
   Когда Великие Лук» освободили, стал  трудиться в .депо. В 1945 году самостоятельно провел свой первый грузовой поезд. Вскоре был назначен старшим машинистом комсомольско-молодежного паровоза. 
   Наш комсомольский, локомотив был запевалой доставки поездов двойного веса на линии Западная Двина — Великие Луки. Работали на хозрасчете; были впереди по экономии горючего и смазочных материалов. Ремонт паровоза часто производили своими силами. Ремонтники только промывали паровозный котел. 
   В деповском музее есть фото давних лет: у отремонтированного паровоза в замасленной спецовке коренастый, со смотровым молотком в руке Александр Поллак.
   За успешное выполнение заданий командования по обеспечению военных. грузоперевозок Александр Егорович Поллак награжден Почетной грамотой Командующего Северо-Западным фронтом, медалью «За победу над Германией».
   За работу в мирные дни. А.Е. Поллак награжден орденами Ленина, Трудового Красного Знамени, его имя навечно занесено на деповскую доску Почета.

    ...Проваливаясь в, снежных наметах, восемнадцатилетний Антон Бабран ходил по притихшему селу, записывал желающих вступить в колхоз.
    Среднего роста крепыш, нежданно появлялся в дверях, долго охаживал голичком заснеженные онучи, перевитые темными обороми и на скользких новых липовых лаптях  словно на коньках, подкатывал к столу.
   - А, опять агитатор прикатил?
   Антон распахивал полушубок, садился, снимал баранью шапку, и заводил знакомый разговор:
   — Тракторы  скоро придут, вот заживем...
   От молодого голоса Антона колыхалось лучистое пламя. Хозяева слушали, иногда перебивали агитатора:
   — Антон, неужто бесплатно отдадут нам земельку?
   — Государственный факт!—успокаивал агитатор.
    Антон Бабран стал железнодорожником.
    В 1933 году помощник машиниста Себежского паровозного депо перешел работать в Великолукское депо.
    А в октябре 1970 года Антону Иосифовичу Бабрану был вручен памятный адрес, в котором есть слова:
    «Вам, стоявшему тысяча четыреста восемнадцать дней у реверса паровоза, машинисту-солдату, совершившему ратный подвиг на передовых позициях фронтов Великой Отечественной войны. Вам, доставившему Победу из Великих Лук через Москву, Сталинград и Люблин в поверженный Берлин, — наш низкий поклон, наша признательность и сердечная благодарность всех деповчан».
   За свою долголетнюю работу Антон Иосифович Бабран провел много различных поездов. Были среди них памятные: увел последний поезд из-под носа немцев из Великих Лук, в составе 5-й паровозной колонны Наркомата путей сообщения особого резерва Ставки Верховного Главнокомандующего, перевозил штаб нашего прославленного земляка и выдающегося полководца К. К. Рокоссовского, под Польшей на боевые позиции выводил бронепоезд.
   За боевые заслуги в годы строительства государства, в военные и мирные дни награжден орденами Ленина, Красной Звезды, знаком «Почетному железнодорожнику».
   Дело, которому он отдал свою сознательную жизнь, успешно продолжали его ученики, машинисты — Александр Поллак, Юрий Коваленко и многие другие. Он передал им богатый опыт вождения грузовых и пассажирских поездов.

    Аккуратно причесанные волосы касаются плеч, смуглое лицо с внимательными глазами и бровями вразлет. Такой запечатлел деповской фотограф Нину Яковлевну Никитенкову на портрете, помещенном в деповском музее.
   Вся ее жизнь связана с локомотивным депо. На первых порах была разнорабочей, затем обтирщицей, слесарем, десятки лет - машинистом пескосушилки.
   Передовая труженица прекрасно исполняла свои обязанности, активно участвовала в общественной жизни цеха. Находила время для эксперимента по продлению срока службы шерстяной подбивки моторноосевых подшипников тяговых электродвигателей. Предложила и внедрила в производство способ, экономящий значительное количество шерстяной подбивки, материальных средств. 
   За усердие в труде Нину Яковлевну наградили орденом «Знак Почета». 

   Вся жизнь Ивана Петровича Яковлева отдана работе на локомотиве.
   Многие десятки лет минули с тех пор, как выпускник Великолукского техникума железнодорожного транспорта имени К. Заслонова, Иван Яковлев перешагнул порог локомотивного депо. Старательно помогал своим наставникам водить поезда. Минули годы, и ему доверили самостоятельно водить сначала грузовые, затем пассажирские поезда. Со временем стал машинистом первого класса.
   В пору социальной перестройки, Иван Петрович Яковлев в числе первых в локомотивном депо стал водить пригородные поезда местного назначения без помощника машиниста — «в одно лицо». 
    Являясь старшим машинистом, он показывает личный пример заботливого ухода за тепловозом. Его тепловоз в числе лучших по культурному и техническому состоянию.
   Машинист-новатор заботился и об экономии топлива. Ежемесячно на его счету сотни сбереженных литров. Своих секретов бережного расходования он не скрывал. Руководство депо не раз доверяло ему проведение «школы на колесах» по передаче передового опыта рационального расходования топлива и вождению тяжеловесных и пассажирских поездов дальнего и местного следования.
   И. П. Яковлев — активный общественник. Десятки лет он являлся общественным инспектором по безопасности движения поездов. На его инспекторском счету сотни проверок несения службы не только товарищами по труду, но и работниками других служб. За долголетний безупречный труд на локомотиве ветеран награжден почетными грамотами и дипломами, именными часами и благодарностями.
   В свободное от работы время Иван Петрович занимался спортом. В любую погоду его можно было встретить на своем мотоцикле. 
    На республиканском соревновании он стал победителем. Ему присвоено высокое звание «Мастер мотоспорта России».

   Мастер цеха горячей промывки паровозов Александр Ипполитович Янковский вспоминал:
   «В пору моего вступления в ряды партии большевиков, кандидатов в партию не принимали, а выдвигали в присутствии большой рабочей аудитории».
    Когда грянула война, мастер по ремонту паровозов Янковский вместе с товарищами спешно готовил деповское оборудование для эвакуации в тыл. Фронт грохотал совсем рядом. На последнем паровозе, уходившем из Великих Лук, Янковский покинул родные места. Состав фашисты обстреляли.
   Александр Ипполитович ремонтировал паровозы в депо Осташков, Медведево и Торопец. Но поездов было столько, что порою не хватало паровозов.
   Перед самым освобождением Великих Лук Александр Ипполитович пробрался на территорию паровозного депо и увел из-под носа у немцев сплотку паровозов, приготовленную для вывоза из города поездов с отступающими немцами.
   За примерный труд мастер по ремонту паровозов в 1943 году награждается нагрудным знаком «Почетному железнодорожнику». На заслуженный отдых ветеран  ушел кавалером орденов Ленина, Трудового Красного Знамени и многих медалей. Находясь на пенсии, встречался с учащимися железнодорожной школы и рассказывал юной смене о своей молодости, о времени становления Советской власти на Псковщине, о жизни, отданной людям.

   Григорий Савельевич Соловьев в паровозном депо с 1917 года. Немало рейсов за свою жизнь совершил паровозник. Но один из них, в первый год работы на паровозе кочегаром запомнил. «Было это в пору двоевластия», — рассказывал ветеран. — На станции Клястица Полоцкого направления засели белые, обстреляли паровоз. Снаряд угодил в первый вагон, в котором были дрова. Мигом вспыхнул пожар. Но машинист паровоза Иванов Иван Алексеевич не растерялся. Спрыгнул и отцепил горящий вагон. Сманеврировали, заехали в тупик, в высокий снежный сугроб, где и погасили горящий вагон
   По прибытии в депо всей бригаде при большом присутствии деповчан была объявлена благодарность.
   В войну Григорий Савельевич работал приемщиком отремонтированных паровозов в депо Верещагино Северной железной дороги. После освобождения Великих Лук вернулся в родной коллектив, водил поезда к фронту. Григорий Савельевич ушел на пенсию орденоносцем, почетным железнодорожником.

    Мальчишка  любуется, как из-под резца отцовского станка вьется стружка и падает на цементный пол. Возвращаясь из школы домой, Николка нет-нет, да и заглянет в ремонтное стойло, где высится окутанный паром громадина-паровоз. От алых колес с частыми спицами и сверкающего сталью механизма не отвести глаз.
   Дальше—больше. Познакомился с машинистами. Желание водить поезда не давало покоя. Николай Сухоруков поступил учиться в великолукский техникум железнодорожного транспорта на паровозное отделение. Потом  трудился помощником машиниста в паровозной бригаде Степана Ивановича Парфенова.
   В Великую Отечественную войну Н. А. Сухорукое стал комиссаром бронепоезда. Затем действующая Армия: сначала командир танка, позже командует танковой ротой. В боях четырежды ранен.
   С победой офицер Н. А. Сухоруков вернулся домой. Орденами Красной Звезды, Красного Знамени, Отечественной войны и многими медалями отмечен его ратный труд. Не раз командир  горел в подбитом танке. На его лице и ладонях следы безжалостного огня.
   В депо были и однофамильцы. Чтобы отличить его от других, деповчане в разговоре между собою называли Николая  Алексеевича «Горелым».
   Фронтовик трудился замначальника великолукского паровозного депо, председателем местного комитета профсоюза. Долгие годы  был приемщикам отремонтированных паровозов министерства путей сообщения.

    ...В сенях загрохотало уроненное ведро. Саша приподнял край полога и сонными глазами смотрел на мать, стоящую на пороге сеней. Посыльная депо говорила матери:
   — Нужно будить Лаврентия. Срочно  вызывают. Некому везти поезд на Невель. 
   Засветилась керосиновая лампа в доме. Мать собирала отца в дорогу. Одевался и Саша. Парень радовался: сегодня он обязательно понесет отцовский металлический сундучок с провизией, или как его называли паровозники «шарманку». В пути до паровозного депо отец с сыном разговорились, и мальчик даже не заметил, как пришел на деповские ходовые пути. На деповских путях, близких к поворотному кругу, стояли рабочие паровозы. Маленький Александр завороженно смотрел на машину с большими колесами малинового цвета. Он не выдержал и попросил:
   — Папа, когда я подрасту, возьмешь меня в рейс? 
   — Обязательно, сынок, — понимающе сказал отец.
   С отцовского одобрения и захотелось сыну научиться управлять паровозом. И мчаться мимо березовых рощ, льняных полей, в сиреневой предрассветной мгле рождающего дня. С этой мечтой он и поступил в железнодорожный техникум в 1924 году и стал заниматься на паровозном отделении.
   После окончания учебного заведения ремонтировал паровозы. Затем стал трудиться на паровозе: сначала кочегаром; когда пришел опыт обслуживания, он переводится помощником паровозного машиниста; а когда пришел опыт вождения поездов, его назначили машинистом паровоза. После недолгой работы за «правым крылом», по рекомендации городского комитета ВЛКСМ преподает в школе фабрично-заводского обучения при железнодорожном техникуме.
    Позже находится на разных должностях. Продолжительное время трудится начальником отдела паровозной службы железной дороги. 
   В Великую Отечественную войну в составе оперативной группы Управления Калининской железной дороги организовывал скоростной ремонт паровозов, их экипировку и выдачу под воинские эшелоны. Как уполномоченный управления железной дороги руководил скорейшим восстановлением разрушенных железнодорожных путей, паровозной тяги и других объектов.
   До ухода на пенсию А. Л. Качкин в течение пяти лет  работал машинистом-инструктором паровозной колонны.
    За заслуги перед Родиной и Советским народом он награжден орденами: Ленина, Трудового Красного Знамени, Знаком Почета, знаком «Почетному железнодорожнику». Его портрет помещен на деповской Аллее Трудовой и Ратной Славы. 

   Нелегкая фронтовая обстановка потребовала, чтобы значительная часть машинистов Пятой паровозной колонны Наркомата путей сообщения особого резерва Ставки Верховного Главнокомандующего была направлена на обеспечения военных грузоперевозок на Курском, Воронежском и Сталинградском направлениях.
   Под Сталинградом, на перегоне Петров Вал — Сарепта машинист паровоза Александр Максимович Бабочкин был ранен в правую голень. Машинист потуже забинтовал кровоточащую рану и снова к реверсу. На станции Жердевка раненого машиниста положили в военный госпиталь. 
   Через несколько дней Александр Максимович, прихрамывая, снова ходил у своего паровоза. И подвозил на «железном скакуне» защитникам волжской твердыни боеприпасы, а обратно вез санитарные летучки.
   — Под Сталинградом водили воинские эшелоны по наспех уложенным полутора- и трехметровым рельсам, по стыкам, связанным накладками из рессорных листов, стянутых четырьмя болтами. Идет паровоз по такой «рубке», заметно покачивается, а кругом огненный смерч. И хочется поскорее проскочить огненную завесу, да состояние железнодорожного пути не дает развить желаемой скорости, — говорил ветеран.
   За примерное обеспечение военных перевозок под Сталинградом Александр Максимович награжден орденом Красной Звезды, медалью «За оборону Сталинграда».
   — Не забыть Варшавский плацдарм, когда на Демблинской обводной линии  эшелоны обстреливались заградительным огнем вражеской артиллерии, — вспоминал А. М. Бабочкин.
    Александр Максимович работал машинистом-инструктором, когда был награжден орденом Красной Звезды. В представлении к награде сказано:
   «За находчивость и мужество при сопровождении паровозных бригад с поездами военного значения».
   Потомственный машинист А. М. Бабочкин совершил немало рискованных рейсов в Великую Отечественную Войну. Но один из них, когда сопровождал тепловозную бригаду, ведущую поезд с членами правительства на Потсдамскую конференцию, особенно памятен. Александр Максимович помогал машинистам вести поезд по незнакомому для них профилю железнодорожного пути, рассказывал о подходах к станциям, называл скорости следования по перегонам и станциям, волновался не меньше тепловозной бригады.
    — Когда прибыли в Потсдам, на мне гимнастерку— хоть выжимай. Несмотря на усталость был очень рад, что все обошлось хорошо. На одной из станций на пути в Потсдам, на перроне увидел И. В. Сталина, В. М. Молотова и Г. К. Жукова. От Наркома путей сообщения получил именные часы за сопровождение поезда с вождями нашего государства, — при встречах с деповчанами рассказывал ветеран.
    Гордился Бабочкин и  тем, что машинист его паровозной колонны Владимир Иванович Смирдан привел в поверженный Берлин первый советский пассажирский поезд.
   Памятная фотография военного времени. С нее смотрит утомленный рейсом машинист Бабочкин  в солдатской гимнастерке. Аккуратно причесанные волосы, худощавое лицо, легкий подбородок. Под прямыми бровями спокойные светлые глаза. На груди рядом с боевыми наградами знак "Почетному железнодорожнику". С этой фотографии написан портрет на деповской Аллее Трудовой и Ратной Славы.
    За труд в мирные дни награжден орденом Трудового Красного Знамени.
    Находясь на заслуженном отдыхе многие годы трудился мастером производственного обучения в филиале ЛИИЖТа. В учебных мастерских студенты вместе с мастером занимались изготовлением различных металлических деталей, познавали на практике технологию обработки металла.
   — По мере возможности стараюсь учить будущих организаторов производства тому,  чему в свое время научили меня, -замечал ветеран транспорта. 

   На встрече с деповской молодежью Александр Исаевич Соловьев припоминал: 
   «Рано пришлось помогать семье. Шел мне пятнадцатый год, когда вместе с отцом, уважаемым в округе плотогоном, мы на малых речушках вязали плоты и направлялись в устье реки Большая Коша. Оттуда верст 250 гнали плоты до Твери, ныне города Калинина. 
   А в шестнадцать мальчишеских лет отец доверил мне рулевое управление плотом.  Я находился на головном плоту, словно капитан.
   В годы первой пятилетки Александр Соловьев работал литейщиком на Калининском  вагоностроительном заводе. 
   А. И. Соловьев участвовал в финской кампании. В начале Великой Отечественной войны стал заместителем начальника специального формирования Октябрьской железной дороги, которое занималось содержанием, ремонтом и восстановлением линий связи фронта. 
   Под Полтавой, во время выполнения боевого задания, попал под бомбежку и был тяжело контужен. Полтора  месяца лечился в военном госпитале. И как только встал на ноги, попросился снова на фронт. 
   Военная судьба вела Александра Исаевича по дорогам Молдавии, Румынии, Венгрии. В Чехословакии встретил долгожданную Победу.
   Демобилизовался А. И. Соловьев весной 1947 года. Был назначен начальником Новосокольнической, затем Дновской дистанций сигнализации и связи. После ухода на заслуженный отдых бессменно трудился связистом в локомотивном депо.
  А. И. Соловьев награжден двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденом Красной Звезды, медалями» значком «Почетному железнодорожнику».

   Ветеран локомотивного депо Николай Васильевич Струнин организатор технических занятий по освоению паровозной тяги, зачинатель вождения грузовых поездов  повышенного веса на высоких скоростях на великолукских  тяговых  участках. 
   В годы фашистского нашествия вместе с машинистами-земляками водил поезда по прифронтовым дорогам. В военное лихолетье он своей бдительностью и находчивостью предотвратил два возможных крушения с воинскими поездами.
   В мирные дни он — передовой машинист.
   На паровозе старшего машиниста Н. В. Струнина устойчивая экономия каменного угля, отсутствуют заходы локомотива на неплановый ремонт, росла техническая скорость доставки народнохозяйственного груза адресатам Северо-Западного Нечерноземья.
   Когда деповчане стали водить грузовые поезда двойного веса одной тягой из Западной Двины до станции Громы Белорусской железной дороги, было решено через станцию Великие Луки следовать ходом  для того, чтобы без толкача преодолевать затяжной подъем станции Чернозем. Дальше профиль железнодорожного пути позволял везти состав одной тягой. В итоге экономился паровоз-толкач и освобождались четыре паровозные бригады, обеспечивающие его обслуживание.
   Машинист паровоза Н. В. Струнин вместе со своей паровозной бригадой в числе первых провел грузовой состав двойного веса одной тягой до станции Громы без остановки на станции Великие Луки. Своим новаторским рейсом увлек товарищей по труду на доброе начинание.
   За умение организовать работу вверенных паровозных бригад, содержание локомотива в отличном теплотехническом состоянии, старший машинист назначается машинистом-инструктором паровозной колонны, в которой более ста человек паровозников.
   Коммунисты Псковщины избирают его делегатом XXI съезда партии.
   За высокие успехи, инициативу и активное участие в общественной жизни Н. В. Струнин награжден орденами Ленина, Трудового Красного Знамени, многими медалями, нагрудным знаком «Почетному железнодорожнику».

   Евгений Иванович Обовский из трудовой династии, отдавшей работе на железнодорожном транспорте более трехсот лет.

   

Обовский Е. И.

   За организаторские способности его назначают локомотивным диспетчером, где он добивается высокого уровня использования тягового парка при обеспечении воинских грузоперевозок. Продолжительное время он — заместитель начальника депо по эксплуатации. Этот период характерен ростом движения локомотивных бригад за вождение тяжеловесных поездов, экономное расходование каменного угля при доставке большегрузов, ростом технической скорости доставки грузов.
   Е. И. Обовский за время работы предложил  и  внедрил в производство много ценных рационализаторских предложений со значительным экономическим эффектом. Некоторые его новшества работают и по сей день. Одно из них «Полуавтоматический затвор фиксации наведенного поворотного круга на рельсы деповских путей, прилегающих к деповскому поворотному кругу».
   Ему предлагали более высокие командные должности. Уважение к труду локомотивщиков взяло верх. И на пенсию он ушел из кабины скоростного локомотива. Многие годы трудился машинистом тепловоза, показывал пример добросовестного отношения к вверенной технике, постоянно экономил дизельное горючее, умело ликвидировал опоздания скорых поездов, допущенные по вине работников других служб, являлся наставником молодых тепловозников.
   За долголетнюю и безупречную работу на железнодорожном транспорте, инициативу в труде Е. И. Обовский удостоен ордена Трудового Красного Знамени, нагрудного знака «Почетному железнодорожнику», многих медалей. Его портрет на деповской Аллее Трудовой и Ратной Славы. Имя потомственного железнодорожника навечно занесено в деповскую книгу Почета. 

   Ветеран локомотивного депо Сергей Эрнестович Белов в 1916 году учился ремонтировать паровозы Николаевской железной дороги. В 1917 году, не задумываясь, встал под знамя революции. Добросовестно трудился на ремонте паровозов, обеспечивая революционные перевозки паровой тягой, участвовал в  первом коммунистическом субботнике, был активным комбедовцем.
   В годы первой пятилетки трудился на паровозе. Ему присваивается звание «Ударник стахановско-кривоносовского движения».
   В военные годы Сергей Белов — уже опытный машинист. Он умело водил воинские эшелоны с боезапасом, техникой и живой силой.
   Вспоминая военные годы, потомственный машинист Сергей Эрнестович рассказывал:
   «Порою без смены бригада работала по трое суток. Наши силы росли от сознания, что каждый воинский эшелон, вовремя доставленный к фронту, приближал желанную Победу...»
   В мирные дни он умело руководил работой закрепленных на паровозе бригад. В отдельные годы на паровозе старшего машиниста С. Э. Белова было более двухсот тонн экономии каменного угля при доставке поездов строго по графику. Постоянно повышалась техническая скорость доставки грузов адресатам.
   За трудовые успехи С. Э. Белов награжден орденами Ленина, Знак Почета и многими медалями.
   В поздравительном адресе, врученном юбиляру, есть такие слова:
   «Вас, ветерана локомотивного депо, стахановца первых пятилеток, в годы борьбы с фашизмом воина-машиниста, умело доставляющего воинские эшелоны к фронту, коллектив локомотивного депо сердечно поздравляет и желает доброго здоровья на долгие годы...»

   Иван Андреевич Амелин в локомотивном депо с 1928 года.
   По комсомольской путевке помощник машиниста Иван Амелин строил Туркестано-Сибирскую железную дорогу и водил по ней поезда.
   В 1941 году уже опытным машинистом паровоза возвращается в родное депо. В Великую Отечественную войну вместе с машинистами-земляками водит воинские эшелоны, груженные боезапасом. В отдельные месяцы военного лихолетья по несколько суток бессменно доставляет все необходимое к грохочущему артиллерийской канонадой фронту под Осташковом, Торопцем, Великими Луками, Новосокольниками и другими городами Псковщины.
   В мирные дни старший машинист Иван Андреевич Амелин вместе с прикрепленными бригадами своего паровоза добивается устойчивой экономии топлива, увеличения межремонтного пробега паровоза между всеми видами ремонта, повышения технической скорости следования с грузовыми поездами по тяговым участкам, ускоряя доставку народнохозяйственного груза Северо-Западным стройкам, фабрикам, заводам и колхозам.
   Встречаясь с деповской молодежью, Иван Андреевич рассказывал о своей молодости:
   — В памяти людей старшего поколения такие слова, как «Магнитка», «Турксиб» и нынешнего поколения — «Целина», «Байкало-Амурская магистраль», живо связываются с подлинным энтузиазмом, горячим пульсом минувшего и настоящего времени, революционным пафосом самоотверженного труда.
   Новостройка первой пятилетки Туркестано-Сибирская магистраль соединила Сибирь и Среднюю Азию с Днепропетровской электростанцией.
   Семиреченская железная дорога пересекла без малого полторы тысячи километров безлюдных, необжитых мест, где и верблюжий караван не всегда можно было встретить.
   Турксиб был очень нужен стране. Хлеб из Сибири в Среднюю Азию поступал очень сложным путем: вначале вагоны с зерном шли до Махачкалы, а потом пароходами в Красноярск (конечно, Красноводск, URAKIS), откуда жито развозилось по Среднеазиатским городам.
   Турксиб — это моя молодость...
   Иван Андреевич Амелин рассказ заключил словами:
   «На основе Турксиба создана Алма-Атинская железная дорога, которая в годы войны помогала громить фашистов».
   За долголетний и образцовый труд на железнодорожном транспорте, участие в военных перевозках,  машинист И.А. Амелин удостоен ордена Ленина, ордена Трудового Красного Знамени и многих медалей.

   На деповской Аллее Трудовой и Ратной Славы есть портрет почетного железнодорожника, заслуженного работника транспорта России, кавалера ордена Трудового Красного Знамени и ордена «Знак Почета», более трех десятков лет работавшего начальником локомотивного депо, Арнольда Мироновича Орловича.
   Трудовая биография ветерана началась в кабине паровоза прифронтовой магистрали  Торжок — Лихачево после окончания Ростовского института инженеров железнодорожного транспорта. 
   Многие десятки кубометров  двухметровых кряжей перебросал в топку паровоза помощник машинист Арнольд Орлович.
   В мирные дни Арнольд Миронович инженер-технолог. В 1947 году назначается начальником паровозного депо Торжок. 
   С 1952 года А. М. Орлович руководил коллективом Великолукского локомотивного депо. Это были нелегкие десятилетия: восстановление депо, разрушенного войной. Переход с паровой на дизельную тягу. Реконструкция старых деповских цехов. Капитальное строительство цехов для содержания дизельной тяговой техники. Освоение вождения поездов тепловозами на удлиненных тяговых плечах.
   Инженерная смелость, талант руководителя и трудолюбие Арнольда Мироновича снискали заслуженное уважение тружеников депо и горожан. Он — бессменный депутат городского Совета, постоянный председатель координационного Совета Великолукского  железнодорожного узла. 

   ...Утро вступило в свои права.
   На пороге отдела кадров Торопецкого паровозного депо, переминаясь с ноги на ногу, стоял вихрастый мальчонка. Несмотря на зимнюю стужу, он был в легких опорках, в просторном ватнике. Светлоглазый, коротко остриженный, теребил в руках солдатскую шапку и рассказывал кадровику о себе. Начальнику отдела кадров понравился бойкий парнишка, и он, положив лист бумаги на краешек стола, сказал:
   — Ладно, берем...
   Подросток придвинул табуретку и заскрипел пером, выводя под диктовку кадровика слова заявления: 
   «Начальнику паровозного депо...»
   Стояла военная зима. Шел Васе Ермолаеву шестнадцатый год.
   Определили парня на ремонт автотормозной аппаратуры. Новичка встретил бригадир А. Литвинов. И сразу подвел его к верстаку. Молча закрепил в тисках металлическую пластину:
   — Смотри и запоминай.
   Бригадир отрубил полосу. Установил новую пластину, вручил Васе слесарный молоток, зубило и сказал: 
   — А теперь попробуй сам...
   Через неделю Василий Ермолаев, как заправский ремонтник, рубил металлические полоски для прокладок. Ворот солдатской гимнастерки расстегнут, на лице румянец, а в мальчишеских глазах азарт.
   Бригадир, раздавая стахановские талоны — хлебную добавку, остановился рядом с Васей и подмигнув, положил на верстак рядом со стопкой прокладок квадратик с круглой печатью. По этому талону юный ремонтник получил в деповской столовой хорошую порцию пшенной каши с подсолнечным маслом. 
   Трудился Василий от рассвета до темна, наравне со взрослыми. 
   А фронт требовал боеприпасов. Паровозное депо и  станцию Торопец немцы особенно сильно бомбили по ночам. И каждый раз людские потери. С каждым рейсом гибли на паровозах люди.
   Закрепляя масленку паровоздушного насоса, Василий заметил, как начальник отдела кадров подошел к бригадиру. Через минуту позвали его к себе. Разговор был коротким.
   Через неделю подросток сидел среди курсантов за партой и внимательно слушал рассказ преподавателя об устройстве, уходе и содержании паровоза.
   Василий Ермолаев в шестнадцать лет перешел на паровоз. Его назначили помощником паровозного машиниста.
   О военной поре он рассказывал:
   — Было на паровозе по два малолетних помощника машиниста. Паровозы отапливались дровами. Двухметровые плахи, сырые, будто свинцовые. Одному не под силу. А как только исполнилось восемнадцать, стал работать помощником самостоятельно, один, со сборными поездами.
   Помню, вернулся из поездки летом 1944 года, а у поворотного круга, на распаханной деповской территории, белеют многие десятки некрашеных гробов с погибшими во время массированного налета на железнодорожный узел вражеской авиации...
   Василий Матвеевич воспитал немало машинистов. Один из них Николай Шляхтов — передовик, общественник, орденоносец.
   Василий Матвеевич Ермолаев — активный дружинник, старательный инспектор по безопасности движения поездов, умелый наставник.
   За долголетнюю примерную работу награжден медалью «За трудовое отличие» — дважды, нагрудными Знаками «Победитель социалистического соревнования»; «Ударник социалистического соревнования железнодорожного транспорта», медалью «Ветеран труда».
   
   В военную пору, шестнадцатилетний Орест Шишко переступил порог локомотивного депо. На первых порах ему доверили ремонт водяных баков. Подросток трудился наравне со взрослыми, а порою по две смены подряд.
   Когда Оресту исполнилось восемнадцать лет, он стал кочегаром паровоза. Позже помощником машиниста. Пришел опыт вождения поездов, и Ореста Михайловича назначили машинистом паровоза. Шесть пятилеток он исправно водил поезда.
   Когда в депо стала поступать дизельная тяга, ветеран пошел учиться в вечернюю школу, в пятый класс. Получил аттестат зрелости и поступил в техникум железнодорожного транспорта. Успешно защитил диплом техника-механика-тепловозника. Он был переведен в пассажирское движение: стал водить фирменные поезда. Со временем успешно сдал экзамены на звание машиниста первого класса. 
   Труд ветерана ставился в пример молодым машинистам.
   Орест Михайлович не только высокопроизводительно трудился, но и был терпеливым наставником, активным общественным инспектором по безопасности движения поездов, корреспондентом; стенной газеты «Тепловозник».
   Его слово было твердое. Никогда не расходилось с делом. 
   О был запевалой коммунистических субботников. Одним из первых в депо открывал счет безвозмездно проведенных поездов в честь очередного субботника. Многие рейсы он совершал в «Красную субботу» безвозмездно, увлекал своим примером товарищей по труду. За долголетний труд на железнодорожном транспорте и ревностное отношение к своим обязанностям ветеран награжден медалью "За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В. И. Ленина", нагрудным знаком «Почетному железнодорожнику», именными часами — от руководства Октябрьской железной дороги, Псковского отделения дороги и локомотивного депо, десятками Почетных грамот, сотнями благодарностей.
  Когда подошли сроки расставания с родним коллективом, Орест Михайлович Шишко продолжал трудиться на локомотиве еще десять лет.
   Полвека трудовой стаж ветерана. С 1994 года Орест Михайлович Шишко на заслуженном отдыхе.
   Дело, которому он служил, продолжают его ученики: Владимир. Александрович Никифоров — первоклассный машинист, дежурный по депо Юрий Михайлович Васильев и многие другие, которым довелось трудиться в одной бригаде с ветераном.

[Предыдущая страница]  [ Оглавление]  [ Следующая страница


[Участки дорог] [Общая карта дорог] [Предприятия и учебные заведения] [Расписания] [Дороги узкой колеи]
 [Соавторы проекта] [Музеи] [Библиография] [История обновлений] [Разное
]


© Copyright 2001-2013 URAKIS