Владимир Ипатов
Депо на Ловати
ЭПИЛОГ

   Трудовые будни строительных артелей царской железной дороги напоминают деповчанам:
   - О закладке первого камня в фундамент малых ремонтных мастерских Николаевской железной дороги в 1898  году.
   -  О постройке головного здания мастерских в 1901 году
   -  Об отправлении из Великих Лук до станции Невель 1(14) января 1907 года первого поезда, возвестившего о рождении Великолукского паровозного депо Николаевской железной дороги.

     ... От деповского порога тепловозы уходят под составы на Москву и Беларусь, на Бологое и Полоцк. Через узловую станцию Новосокольники на Санкт-Петербург и на Юг России.

      

     Протяженность тяговых плеч депо более тысячи километров. И по традиции, унаследованной от первых машинистов, какая бы ни была погода: мороз или жара, метель или ливень, нынешние машинисты поезд приводят к месту назначения строго по графику.
   Водят машинисты поезда и на Прибалтийский Запад, туда, куда отцы и деды с тяжелыми боями шли за  Победой и водили воинские эшелоны, груженные краснозвездными танками.
    С каждым отправлением поезда над железнодорожной станцией Великие Луки, над рекой Ловатью, над древним городом звучит басистое эхо тепловозной сирены.
   Ранним утром, в пасмурную погоду с низким небом, в дремлющем городе отчетливо слышен «разговор» вагонных колес с рельсами. Если на станцию Великие Луки прибывают поезда одновременно со станций Воробецкая, Чернозем, Сердце и Великополье, и в торопливый «разговор» вагонных колес с рельсами вплетаются частые, длинные, оповестительные гудки локомотивов, то далеко в округе слышна необычная песнь ночных поездов. В ненастную погоду напевы ночных поездов слышны даже селянам и напоминают людям о радостных встречах и волнующих расставаниях, о дальних дорогах и загранице, о незнакомом мире...
    От невысокого цехового крыльца начинается Аллея Трудовой и Ратной Славы с живописными портретами знатных деповчан, удостоенных высоких наград Родины. Рядом с Аллеей Трудовой и Ратной Славы памятная стела. От слов: «Никто не забыт, ничто не забыто» до мраморного основания стелы имена погибших в войну.
   В тополиной рощице, по соседству с первым деповским стрелочным постом, поблизости с железнодорожной колеей, на братском захоронении деповчан, массивный памятник из бетона, заметный из кабины тепловоза, заходившего с поездом на станцию Великие Луки.
   На потемневшей от времени, с развернутый тетрадный лист, металлической пластине выгравированы фамилии деповчан, нашедших вечный покой, спящих беспробудным сном под тревожные напевы ночных поездов.

 

     Память о погибших за правое дело не только в именах, начертанных на граните памятной стелы, на холсте живописных портретов Аллеи Трудовой и Ратной Славы, в печатных и рукописных материалах музейных запасников. Благодарная память в самых сокровенных тайниках нашего сердца.
     Память людского сердца долговечна.
   Лето 1995 года  г. Великие Луки

[Предыдущая страница]  [ Оглавление]


[Участки дорог] [Общая карта дорог] [Предприятия и учебные заведения] [Расписания] [Дороги узкой колеи]
 [Соавторы проекта] [Музеи] [Библиография] [История обновлений] [Разное
]


© Copyright 2001-2013 URAKIS