Владимир Ипатов
Депо на Ловати
ДЕПОВСКАЯ    МОЛОДОСТЬ

  Первая комсомольская организация на Псковщине родилась в Великих Луках в июне 1918 года по инициативе представителя московского союза рабочей молодежи Михаила Дугачева.
    Первым комсомольским вожаком в паровозном депо был 16-летний слесарь Василий Кулаков. Комсомольцы тех лет: рабочий пятого Великолукского участка службы пути Московско-Белорусско-Балтийской железной дороги Павел Царик, слесари депо Михаил Городков, братья Фадей и Осип Гайлуны — всего немногим более тридцати человек.
    Собрания проходили под девизом: «Все на борьбу с Деникиным!»
   Правительственный декрет освобождал железнодорожников от призыва в Красную Армию, но некоторым удалось уйти на фронт и стать под знамена революции. Среди них были и добровольцы паровозного депо.
   Павел Царик в первых боях с колчаковцами проявил себя смелым бойцом. Его отправили на трехнедельные курсы ВЦИК, а затем назначили комиссаром полка. В одном из боев, израненный, с группой боевых товарищей комиссар попал в плен. Долго и жестоко пытали, на его глазах расстреляли боевых конников, а затем заставили копать себе могилу. Так ушел из жизни вожак железнодорожной молодежи, красный комиссар Павел Царик.
   Не щадя жизни дрался с деникинцами посланец деповчан Михаил Городков. В тяжелых боях был несколько раз ранен.
   Вожак деповской молодежи Василий Кулаков в бою с махновцами контужен.
   Комсомольцы-железнодорожники, вернувшись с гражданской войны, активно участвовали в организации коллективных хозяйств, в борьбе с неграмотностью и разрухой.
    XVI съезд ВКП(б)  летом 1930 года нацелил советский народ на дальнейшее развитие социалистической промышленности, на выполнение заданий первой пятилетки в четыре года. Словом и делом ответили молодые деповчане на призыв партии.
   Славился трудовыми успехами коллектив комсомольско-молодежного паровоза старшего машиниста Павла Варфоломеева во второй пятилетке.
   Стахановско-кривоносовское движение среди ремонтников шло под лозунгом «Грузам пятилетки — отличные паровозы». Во главе передовиков был комсомолец Михаил Соловьев. Имена лучших стахановцев знал весь город. Комсомольско-молодежная бригада пассажирского паровоза серии «С-127» в составе машинистов И. Гранкина, В. Стрелкова и Н. Струнина за год сберегла более 20 тонн каменного угля и не имела ни одного опоздания в пути.
   А когда ЦК комсомола бросил клич «Комсомольцы— к станкам и самолетам!», в паровозное депо пришли Клавдия Бастякова и Елизавета Голубятникова. Комсомолки в Отечественную войну водили  поезда с боеприпасащ и военной техникой.
   В военную пору верным сыном комсомола, бесстрашным партизаном проявил себя  семнадцатилетний Иван Чекланов. Он сражался с немецко-фашистскими захватчиками в отряде «Смерть фашизму». Народный мститель взрывал железнодорожные пути минами собственного производства, участвовал в ликвидации железнодорожного моста через Ловать на перегоне Великие Луки — Чернозем. На боевом счету молодого партизана десятки дерзких диверсий. Даже после контузии и ранения партизан Иван Чекланов не покинул боевых друзей, а долечивался в полевом партизанском госпитале. Народный мститель удостоен ордена Боевого Красного Знамени.
   По зову комсомольского сердца  ушел партизанить в себежские леса юный Сергей Перец. Юный партизан ходил в разведку, участвовал в подрыве железнодорожных путей, ухаживал за ранеными.
   Истинный героизм проявили в годы Великой Отечественной войны  комсомольско-молодежные экипажи прифронтовых магистралей. В деповском музее революционной, боевой и трудовой славы есть "Письмо молодым":
... Чуть забрезжил фиолетовый рассвет, под поездом,  загруженным  краснозвездными танками, стоял наш паровоз «Э-482». Машинист паровоза Заяц Павел Петрович с помощником Елисеевым Иваном Игоревичем хлопочут в будке. А я внизу добавляю смазку в многочисленные масленки. От города Торопец до станции Артемово на наш поезд несколько раз обрушивался смертоносный груз вражеских бомб. Машинист то резко тормозил, и бомбы с грохотом ложились впереди, то набирал возможную скорость, и взрывы вскидывались позади бегущего поезда. По прибытии на станцию Артемово, пока готовили маршрут следования, появилась тройка «мессершмиттов». Пролетев несколько раз над поездом, она обстреляла нас из крупнокалиберного пулемета. В отдельных местах пули пробили котел паровоза, пар столбом рванулся в небо.  Наш паровоз стал хорошей мишенью и фашисты сбросили на него несколько бомб. Мы  укрылись рядом с паровозом, в канавке. Земля содрогалась от частых разрывов, нас несколько раз обдавало горячей взрывной волной, засыпало землей. Спустя некоторое  время .воздушные пираты скрылись. Когда я  взглянул на паровоз, дрогнуло сердце: во многих местах обшивка кожуха топки и котла была сорвана, куски тепловой изоляции, держась только на проволоке, висели белыми лохмотьями, обнажая клепаную сталь паровозного котла. Через многочисленные пробоины водоприемных труб и резиновых рукавов струями лилась вода из тендерного бака — уходила жизнь. Мы с помощником бросились к запорным вентилям, пытаясь сохранить остаток воды, а затем деревянными пробками заделали пробоины и довели воинский эшелон до станции Западная Двина. Всю ночь наша бригада не отходила от израненного паровоза. А к утру машина стояла на «парах» в ожидании отправки. 
    На следующее утро 16 мая 1942 года, теперь уже с машинистом Лушаковым Филиппом Борисовичем благополучно прибыли на станцию Жижица, где взяли поезд с боевой техникой.
    Путь до станции Торопец был нелегким. Только прошли первые метры пути, как над нашим поездом повис  самолет-разведчик. А вскоре и бомбардировщики, тяжело гудя, нагнали нас. Мы делали свое дело: я подгребал  уголек в лоток, помощник «топил» паровоз, держа пар "на марке", Филипп Борисович неотрывно смотрел вперед, беспокойно поглядывая на гудящее небо. Орудуя  на тендере лопатой, я услышал, как после очередного  взрыва бомбы, осколки, гравий, песок градом посыпались на паровоз. Невольно присел на металлическую палубу тендера, хоронясь за стальной обшивкой, а помощник в это время обеспокоенно крикнул: 
   — Павел, уголька давай, да поживее! 
   И опять я гребу в ненасытный лоток уголь, затем .тороплюсь к топке. Машинист не уменьшал хода. Летели вперед на всех «парах» с одной мыслью: пробиться сквозь бомбовую завесу, довезти груз до места целехоньким. 
   Вдруг увидел, как машинист схватился за лицо обеими руками. 
   Я к нему:  
   — Что с вами? 
   А он:
   — Ничего, ребята, песком плюнуло. Работайте, занимайтесь своим делом.
   На лице Филиппа Борисовича багровые пятна, но крови не видно. Мы с помощником снова принялись за работу. А фашисты с ревом крутились над эшелоном. То впереди, то сзади состава раздавались оглушительные разрывы крупных бомб...
   Измученные и усталые, мы привели все-таки поезд на станцию Торопец. Пошел отцеплять паровоз от поезда, гляжу — ко мне со всех ног бежит молоденький капитан в летной форме. И сначала меня, а затем помощника Ивана Игоревича с машинистом Филиппом Борисовичем обнимал со словами:
   - Молодцы! Как вы могли пробиться? Вы даже не представляете, какой важный груз доставили!»
   Вот о чем написал  в сентябре 1977 года года в письме, адресованном деповской молодежи, бывший кочегар паровоза, комсомолец сороковых годов Павел Нилович
Артемьев.
   В сорок  втором году, до освобождения Великих Лук, депо квартировало  на станции Торопец.
   Весть о героической гибели Лизы Чайкиной, землячки и соседки, вызвало в сердцах деповской молодежи еще большую ненависть к фашистам. По примеру комсомольцев  железнодорожного узла города Калинин деповская молодежь стала собирать средства на постройку эскадрильи имени Героя Советского Союза Лизы Чайкиной. После рабочего дня  юные деповчане проводили субботники, собирали металлолом, паровозники отчисляли стоимость поездок.
    В конце февраля - начале марта 1943 года в  авиаполк под Калининым -стали прибывать самолеты, построенные на средства, заработанные молодежью Верхневолжья. Из новеньких «яков» была сформирована эскадрильи имени Героя Советского Союза Лизы Чайкиной.
   Имя отважной землячки,  облетев всю страну,  поднялось высоко в нёбо. Его несли на своих бортах боевые истребители. Эта эскадрилья участвовала в освобождении от немецких захватчиков города Великие Луки.
   В июне 1943 года «Комсомольская правда» писала:  «В воздушных боях за последние дни было сбито несколько десятков немецких самолетов. В этих боях всеобщее восхищение  вызывают действия летчиков-комсомольцев эскадрильи имени Героя Советского Союза Лизы Чайкиной, той самой эскадрильи, которая известна под гордым названием "Эскадрилья непобедимых" или  "Эскадрилья асов"
   Осенью того же года Калининская областная газета «Пролетарская  правда» писала:
   "Эскадрилья прославилась отвагой и стойкостью в боях. Уже более тридцати вражеских бомбардировщиков и истребителей вогнали в землю соколы-истребители.  С ними всегда была Лиза Чайкина"
   В кабине каждой краснозвездной машины, в кабине деповского комсомольско-молодежного паровоза был и портрет Лизы Чайкиной, девушки с железнодорожной станции Пено, питомицы калининского комсомола». 
    «Работать за себя и за ушедшего на фронт товарища, - таков был девиз юных деповчан сороковых годов. Далеко от родных мест на уральском военном заводе работал Вася Клыков, ему шел семнадцатый год. На одном из военных заводов страны трудился токарем 17-летний Александр Гаврилов. 14-летним пареньком, иногда по две смены подряд, стоял у верстака, калибровал резьбовую часть мин Игорь Ленинский.
   После освобождения Великих Лук весной сорок  третьего  года молодые деповчане включились в соревнование за своевременную доставку грузов для фронта. Инициатором движения выступил коллектив комсомольско-молодежного паровоза старшего машиниста Василия Примма. »
   Успешные боевые действия на фронтах во многом зависели от железнодорожников, которые обеспечивали продвижение военных грузов и эшелонов с войсками через Великолукский железнодорожный узел. Они экономили каждую минуту при подготовке паровозов и подвижного состава, боролись за увеличение среднесуточного пробега паровозов, за строжайшее соблюдение графика доставки поездов по назначению. 
   Победно закончилась Великая Отечественная война.
   Деповчане дружно взялись за восстановление разрушенного хозяйства. Вместе с ветеранами трудились и молодые.
   Многие помнят ударную работу коллектива комсомольско-молодежного паровоза, который славился вождением тяжеловесных поездов, экономным расходованием каменного угля, заботливым уходом за паровозом. Вот они, умелые и дружные: Александр Поллак, Рудольф Антан, Борис Соловьев, Алексей Иванов, Дмитрий Богданов.
   Комсомольцы трудились на паровозе серии «ТЭ-7128». Особого успеха молодежь добилась в 1955 году.  На трудовом счету комсомольцев 145 тяжеловесных поездов, в которых сверх нормы перевезено  23798 тонн различного народнохозяйственного груза, при этом они сберегли 54,7 тонны каменного угля. Техническая скорость была повышена на 1,9 километра против нормы. Среднесуточный пробег паровоза с поездами был увеличен на 5 километров и составил 280 километров в сутки. Комсомольский экипаж не знал случая нарушения правил технической эксплуатации. Имя старшего машиниста Александра Егоровича Поллака занесли в деповскую книгу Почета. Позже он был награжден орденом Ленина.
   На смену угольным в депо пришли паровозы с нефтяным отоплением. Значительно облегчился труд локомотивных бригад.
   На комсомольско-молодежном  паровозе серии «Л-1193» трудился коллектив в составе Юрия Игнатьева, Виктора Кудрявцева, Геннадия Нестерова, Евгения Корнеева, Ивана Зверева  под руководством старшего машиниста Петра Шолохова. При вождении большегрузных составов они добились высокой экономии топочного мазута. Комсомольцы выступили с инициативой: повысить часовую производительность локомотива, с чем успешно справились, получив поздравление начальника Октябрьской железной дороги. 
   Новым этапом соревнования стала борьба  за коммунистическое отношение к труду. Первым в Великолукском депо звания «Бригада коммунистического труда» добился коллектив комсомольско-молодежного паровоза старшего машиниста Александра Егоровича Поллака. Ширилось движение тяжеловесников. 
   А когда в депо пришли дизельные локомотивы, на них в большинстве стала работать молодежь. Освоена тепловозная тяга. Увеличены тяговые плечи более чем в два раза.
    И во всех делах самое активное участие принимали комсомольцы. Взять хотя бы выпуск стенной газеты «Тепловозник». Ее редактора Лидию Жгун сменил Владимир Павленко. Активно помогали выпускать стенновку машинист тепловоза Александр Храпенков, контролер реостатных испытаний Иваи Стрелков и многие другие молодые деповчане. А  в том, что заметки аккуратно отпечатаны, заслуга Нины Соловьевой. Немало труда и доброй  задумки вкладывала в оформление стенгазеты  художник Татьяна Шишова.
   Деповская молодежь дружно выходила на субботники по уборке территории депо, безвозмездный ремонт грузовых и пассажирских тепловозов. 
   Комсомольцы по своей инициативе сняли рельсы, срезали замазученный слой щебня и снова уложили более ста метров железнодорожного полотна на территории пункта технического осмотра тепловозов, подготовили площадку для обмывки тепловозов. Работали ребята безвозмездно. Хорошо потрудились Лидия Жгун,  Николай Шляхтов, Валерий Орлов и другие комсомольцы.
   Деповская молодежь работала на строительстве городской музыкальной школы имени М. П. Мусоргского. Благодарность комитета комсомола получили Валерий Петряев, Валентин Герасимов, Галина Филиппова.
   За успехи в соревновании и активное участие в общественной работе помощнику машиниста тепловоза Вячеславу Кожемякину была оказана честь подписать Рапорт XXV партийному съезду от имени комсомольцев и молодежи города на Ловати.
    За достижение высоких показателей в труде, в девятой пятилетке помощник машиниста тепловоза Борис Жуков, Вячеслав Кожемякин и Владимир Жуков награждены бронзовыми знаками ЦК ВЛКСМ. За активное участие в охране общественного порядка в железнодорожном районе и в пассажирских поездах Почетный знак ЦК ВЛКСМ вручен ремонтникам Валерию Петряеву и Николаю Цареву. Особой награды удостоен помощник машиниста тепловоза Владимир Васильев. Он сфотографирован у Знамени Победы.
    За активное участие в общественной жизни и успехи в труде помощнику машиниста Владимиру Семенову совместным решением Управления и Дорпрофсожа ордена Ленина железной дороги было присвоено звание «Лучший помощник машиниста тепловоза Октябрьской магистрали». Его имя занесено в дорожную книгу Почета.
   В период освоения вождения грузовых поездов на удлиненном тяговом участке Великие Луки — Ржев первыми провели поезда локомотивные бригады машинистов-комсомольцев Алексея Яковлевича Смирнова, Владимира Александровича Никифорова.
    К 60-летию страны комсомольско-молодежные экипажи машинистов Александра Дубкова, Ивана Внебрачного, Геннадия Сергеенкова и другие включили в состав своих бригад героев гражданской войны. Они боролись за бережное расходование горючего, вождение тяжеловесных поездов, за безопасность в поездной и маневровой работе.
   За высокопроизводительный труд в первом: роду десятой пятилетки помощник машиниста тепловоза Вячеслав Кожемякин награжден орденом "Знак Почета".
   Славилась в коллективе комсомольско-молодежная бригада электромашинного цеха, руководимая Сергеем Соловьевым. Всей бригадой работали на заготовке кормов в подшефном совхозе «Железнодорожник». Дружно, с огоньком, в свободное от работы время трудились на домостроительном  комбинате, помогли быстрее ввести его в строй.  Только за год бригада внесла 15 рационализаторских предложений со значительным  экономическим эффектом.
   Кто в депо не.знал комсомольско-молодежные бригады В. Ольшевского и В. Лазуто,  А. Смирнова  и В .Кожемякина, Г. Сергеенкова и В. Хохлова, Б. Душкова и Н. Бойниченко,  В. Лавриненкова и Н. Алексеева?  На их трудовом счету только в третьем году десятой пятилетки более двухсот тяжеловесных поездов, в которых перевезено сверх нормы без малого тридцать тысяч тонн различного народнохозяйственного груза, при этом сбережено 15,5 тонны дизельного горючего. Победителями в 1978 году признаны в грузовом движении локомотивная бригада Бориса  Душкова, в пассажирском  -.машиниста Владимира Ольшевского.
    Деповская молодежь, участвуя в сельскохозяйственных работах,  работая на строительных площадках городских промышленных объектов, смогла отчислить денежные средства в фонд XI Всемирного фестиваля молодежи и студентов и в фонд строительства мемориального комплекса на месте подвига Александра Матросова.
   В 1975 году в составе деповской комсомольской организации 185 юношей и девушек. Большинство из них выпускники Великолукского техникума железнодорожного транспорта. 
   С первых дней третьего года десятой пятилетки комсомольцы депо включились в социалистическое юбилейное соревнование за достойную встречу 60-летия ВЛКСМ.
   Одним из первых на юбилейную вахту встал комсомольско-молодежный экипаж, возглавляемый первоклассным машинистом Иваном Внебрачным и помощником Аркадием Совертковым. Тепловозная бригада приняла напряженные обязательства. К 60-летию ВЛКСМ они перевыполнили названные обязательства: сберегли 5 тонн дизельного топлива, провели на этом топливе 5 скорых поездов. В составе их бригады незримо работая бывший помощник машиниста паровоза, питомец деповского комсомола, Герой Советского Союза Петр Иванович Шлюйков. На одном из комсомольских собраний машинист Иван Внебрачный рассказал биографию Героя,  доложил об успешном выполнении юбилейных обязательств.
   В составе локомотивной бригады машиниста Евгения Шелгунова «трудился» бывший деповской слесарь, Герой Советского Союза Александр Васильевич Попов.
   За успехи в соревнований в честь 60-летия ВЛКСМ награждены Почетной грамотой комитета комсомола Великолукского железнодорожного узла инженер-технолог локомотивного депо А. В. Миклина, электросварщик А. И. Осипов, помощник машиниста тепловоза В. Е. Лазуто.
    За достижение высоких производственных показателей в третьем году десятой пятилетки и активное участие в общественной жизни награждены знаком «Победитель социалистического соревнования 1978 года» дежурный по локомотивному депо В. П. Семенов, слесари большого периодического ремонт» тепловозов А. В. Гришин и А. Е. Колосов, нормировщица Т. В. Панова, слесарь электромашинного цеха В. Н. Васильев.
   На «Огоньках» деповская молодежь встречалась с ветеранами труда, участниками Великой Отечественной войны — с машинистами Н. Костровским, А. Бабочкиным, П. Кононовым и другими.
   Одной из повесток комсомольского собрания была «Роль помощника машиниста в обеспечении безопасности движения поездов». Разговор был деловым, конкретным. Чувствовалось, что присутствующие заинтересованы в достижении успеха  в этом большом и важном деде.
   В соревновании под девизом: «Дорогой подвигов» комсомольско-молодежные бригады боролись за присвоение им имен железнодорожников, воспитанников деповской комсомольской организации — Героев Советского Союза П. И. Шлюйкова, А. В. Попова и Героя Социалистического Труда М. И. Кушнера. В соревнование включились 11 тепловозных бригад машинистов Н. Буханцева с помощником А. Кострюковым, машиниста А. Храпенкова со С. Станкевичем, машинистом И. Внебрачным с А. Совертковым. Условия соревнования были рассчитаны на полтора года до Всесоюзного дня железнодорожника второго года 11-й пятилетки.
   В августе 1982 года подведены итоги. Впереди оказались тепловозные бригады машинистов Н. Буханцева, А. Храпенкова и В. Кожемякина. На лицевом счету каждой тепловозной бригады за полтора года от 20 до 38 тысяч тонн различного народнохозяйственного груза, доставленного в тяжеловесных поездах с экономией дизельного топлива 25 и более тысяч литров.
    Победителям соревнования «Дорогой подвигов» вручены денежные премии, портреты Героев с краткой биографией, памятные подарки.
   Душой и сердцем откликнулись деповские комсомольцы на Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по ускорению экономического и социального развития Псковской области», в котором предусмотрены важные меры по расширению жилищного строительств в деревнях и селах Псковщины.
   — Жилье — это не только обновление, но и закрепление кадров, —так сказал на одном из комсомольских  собраний молодой член ВЛКСМ, токарь механо-заготовительного цеха Сергей Александров. Вот поэтому я и решил поехать работать на село. Сергей Александров жил и работал строителем в Пушкинских Горах. В совхоз «Ущицы» Куньинского района уехала комсомолка Светлана Филимонова, где работала дояркой. Помощник машиниста тепловоза Анатолий Поляков стал работать в хозяйстве «Бежаницы» механиком районной автобазы. Комсомолец Юрий Титов, слесарь-электроэкипажник отправился жить на село и работал комбайнером в хозяйстве «Пушкинские Горы».
   По рекомендации комитета ВЛКСМ железнодорожного узла, по путевке деповского комитета комсомола заместитель секретаря деповской комсомольской организации, мастер механо-заготовительного цеха Михаил  Шулитенков был направлен бригадиром агитпоезда ЦК ВЛКСМ «Комсомольская правда». Он встречался со строителями Байкало-Амурской магистрали, целинниками и молодыми тружениками многих районов Дальнего Востока.
   Знамя комсомольской организации Великолукского железнодорожного  узла хранится в деповском музее революционной, трудовой и ратной славы.
   Так жила и трудилась деповская молодость, юность наших дней, достойно продолжающая эстафету славных дел дедов и отцов.

[Предыдущая страница]  [ Оглавление]  [ Следующая страница


[Участки дорог] [Общая карта дорог] [Предприятия и учебные заведения] [Расписания] [Дороги узкой колеи]
 [Соавторы проекта] [Музеи] [Библиография] [История обновлений] [Разное
]


© Copyright 2001-2013 URAKIS