Дедовичи

 "Дeдовичи. Посёлок городского типа с населением 10,4 тысячи человек, районный центр. Основан в 1901 году при строительстве железной дороги, ПГТ с 1967 года. Леспромхоз, льнозавод, промкомбинат, молокозавод, Псковская ГРЭС. 
     Посёлок состоит из двух частей - старой (примыкает к станции), и нового района пятиэтажных домов, возникшего при строительстве Псковской ГРЭС. Я стремился попасть именно туда – согласно карте, рядом находится начальная точка узкоколейной железной дороги. 
    Здесь имеется внутрипоселковый маршрут автобуса. Но оказалось, что бесплатно (по «ксивам») в эти автобусы не пускают. Отправляюсь пешком. Вначале иду по улицам посёлка, затем - по рельсам Петербургско-Витебской железной дороги. Спустя какое-то время сворачиваю в сторону «ГРЭСовской» части посёлка (на некоторых картах она подписана как «Пионерный»). 
    Пополняю на базаре запас продуктов питания. Затем направляюсь к электростанции. Пруд, дорога по плотине, корпуса Псковской ГРЭС. За ней, согласно карте, должна начаться узкоколейная железная дорога. 
    Выхожу к ширококолейной станции (подъездные пути ГРЭС, отходящие от станции Судома основной железнодорожной магистрали). Оказалось, что все рельсы - ржавые, никакого движения по ним давно нет! Грустно выглядит станция с десятками путей ржавых путей, по которым бы ездить и ездить круглосуточно, да тяжеловесными составами... 
    Заметно, что станция была построена относительно недавно. Но на путях уже появляются молодые деревца. Только лишь по одному из путей, ведущему непосредственно за ворота электростанции, наверное, в этом году хотя один бы раз что-то, да проехало. Внешне он выглядит пригодным для движения. 
    Псковская ГРЭС (государственная районная электростанция) не относится к числу гигантов энергетики. В настоящее время она переведена на газовое топливо. И всё же можно было очень сильно удивляться тому, что подъездные пути полностью заброшены. 
    Никаких следов узкой колеи найти здесь не удалось. Становилось ясно, что узкоколейная железная дорога торфопредприятия «Городовик» давно уже разобрана. Непросто оказалось даже выяснить, действовала ли она здесь вообще, на протяжении хотя бы какого-то периода времени. 
     Известно, что Псковская ГРЭС строилась с расчётом на использование торфяного топлива. Для этого было создано торфопредприятие, и планировалась добыча торфа на огромном пространстве Рдейского болота. Но в силу различных причин, ГРЭС не стала использовать торф. Уже построенная узкоколейка оказалась не нужна. 
   Иду по насыпи загадочной разобранной УЖД. Справа остаётся станция Судома на Петербургско-Витебской магистрали. Углубляюсь в лес. И чем больше километров насыпи оставлено позади, тем повышается уверенность в том, что здесь была железная дорога широкой колеи! 
  Возможно, что когда-то в посёлке торфопредприятия задумали построить некий промышленный объект. Для связи с ним было решено провести туда линию широкой колеи - вместо невостребованной узкоколейной железной дороги. Но потом, в известные времена, все эти планы рухнули. И на память о них, остались лишь редкие железобетонные шпалы среди задернованной почвы... 
   Пройдя по едва уловимому полотну разобранной линии несколько километров, возвращаюсь назад, на станцию Судома. Прибывает второй, вечерний пригородный поезд сообщением Новосокольники – Дно. На этой станции, к западу от вокзала, я ночую."
        Сергей Болашенко 2001 год


[Участки дорог] [Общая карта дорог] [Предприятия и учебные заведения] [Расписания] [Дороги узкой колеи]
 [Соавторы проекта] [Музеи] [Библиография] [История обновлений] [Разное
]


© Copyright 2001-2013 URAKIS